Глава 4. Краткая характеристика международных стандартов
§ 1. Применение МСФО
Международные стандарты широко используются во всём мире. Можно выделить несколько уровней их применения:
основа для бухгалтерского учёта во многих странах
ориентир для разработки собственных стандартов (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой)
фондовые биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие компаниям предоставлять консолидированную финансовую отчётность в соответствии с МСФО (среди них практически все ведущие биржи в мире: Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи – всего около 70 фондовых бирж из 50 стран мира)
наднациональные организации, например, Европейский Союз, который заявил о поддержке МСФО и о возможности их использования для компаний, котирующихся на международных фондовых рынках; некоторые организации используют МСФО при составлении своей отчётности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, ОЭСР, Мировой Банк)
сами компании – по официальной информации КМФСО в настоящее время уже около 890 компаний предоставляют финансовую отчётность в соответствии с МСФО, что подтверждено аудиторским заключением. Среди них такие гиганты как Microsoft, Nestle, Allianz, ENI, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и т.д. В России свыше 20 компаний готовят отчётность по международным стандартам, среди них РАО “ЕЭС России”, РАО “Газпром”, “Транснефть”, МПС России, “Лукойл”, “МДМ Банк”, “Российский кредит”, “Ростелеком”, “Красный Октябрь” и др. (Первым четырём компаниям было предписано публиковать сводную отчётность в соответствии с МСФО согласно специальному Распоряжению Правительства РФ № 968-р от 17 июля 1998 г.)
В последние годы международные стандарты получают всё большее признание. В 1998-1999 гг. в Бельгии, Франции, Германии, Италии, Австрии, России и других странах были приняты законы, разрешающие крупным компаниям использовать МСФО. Сейчас рассматриваются аналогичные законопроекты в Финляндии, Дании и Великобритании. О поддержке деятельности КМСФО заявили МВФ, Всемирный банк, ВТО и министры финансов стран “большой семёрки”. Дополнительным толчком в пользу принятия МСФО может стать введение единой европейской валюты и создание общеевропейского рынка капитала. 4 мая 1999 г. 8 крупнейших европейских бирж (Лондонская, Франкфуртская, Амстердамская, Парижская, Брюссельская, Мадридская, Миланская и Швейцарская) подписали Меморандум о взаимопонимании, а 22 сентября – соглашение по возможной модели общего рынка европейских “голубых фишек”. В перспективе речь может идти о создании самого крупного в мире рынка, причём в качестве единых стандартов финансовой отчётности будут использоваться МСФО.
Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование предприятий только при предоставлении отчётности, составленной в МСФО. Например, предоставляя кредит российскому предприятию, Европейский банк реконструкции и развития (вложивший в российскую экономику порядка 3 миллиардов долларов) требует:
предоставлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчётность, подготовленную в соответствии с МСФО
поддерживать определённый уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых с использованием данных МСФО
обеспечивать адекватную работу систем учёта затрат, бухгалтерского учёта и управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние компании и результаты её деятельности
Аналогичной практики придерживаются МВФ и Всемирный банк.
Несмотря на всё большее распространение МСФО ряд стран пока не спешит переходить на новые стандарты. Это США, Канада и Великобритания. Американская система учёта (GAAP) является одной из ведущих в мире. Она занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно эта организация должна издавать международные стандарты для использования на рынках капитала. В то же время среди американских участников рынка нет однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде дополнительных трансакционных издержек на трансформацию отчётности в соответствии с GAAP. По мнению же президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где этот процесс займёт три-четыре года. Великобритания также склоняется в пользу МСФО. Так, например, премьер – министр Великобритании Т. Блэр высказался, что “международные стандарты финансовой отчётности имеют решающее значение для Великобритании”. В настоящее время Министерство торговли и промышленности Великобритании обсуждает законопроект, разрешающий компаниям составлять отчётность в соответствии с МСФО.
Первый стандарт был разработан в 1974 г. и вступил в силу со следующего года. До настоящего времени всего было принято 40 стандартов (табл. 1). Каждый стандарт включает следующие элементы:
объект учёта – даётся определение объекта учёта и основных понятий, связанных с ним
признание объекта учёта – даётся описание критериев отнесения объектов учёта к различным элементам отчётности
оценка объекта учёта – приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчётности
отражение в финансовой отчётности – раскрытие информации об объекте учёта в различных формах финансовой отчётности
Табл. 1 Список МСФО (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)
№
Название
Вступление в силу
Статус
IAS 1
Представление финансовой отчётности
1.1.75
Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 1.7.98, заменил IAS 5 и IAS 13
IAS 2
Запасы
1.1.76
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95
IAS 3
Консолидированная финансовая отчётность
1.1.77
Заменён на IAS 27 и IAS 28
IAS 4
Учёт амортизации
1.1.77
Частично заменён на IAS 16 и IAS 38
IAS 5
Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчётности
1.1.77
Заменён на IAS 1
IAS 6
Учёт и отчётность в связи с ценовыми изменениями
1.1.78
Заменён на IAS 15
IAS 7
Отчёты о движении денежных средств
1.1.79
Пересмотрен в 1992 г., редакция в силе с 1.1.94
IAS 8
Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учётной политике
1.1.79
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95, частично заменён на IAS 35
IAS 9
Затраты на исследования и разработки
1.1.80
Заменён на IAS 38
IAS 10
Условные события и события, произошедшие после отчётной даты
1.1.80
Пересмотрен в 1999 г.., частично заменён на IAS 37
IAS 11
Договоры подряда
1.1.80
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95
IAS 12
Налоги на прибыль
1.1.81
Пересмотрен в 1996 г., редакция в силе с 1.1.98
IAS 13
Представление отчётности об оборотных средствах и краткосрочных пассивах
1.1.81
Заменён на IAS 1
IAS 14
Сегментная отчётность
1.1.83
Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 1.7.98
IAS 15
Информация, отражающая влияние изменения цен
1.1.83
Внесены незначительные изменения в 1989 г., заменил IAS 6
IAS 16
Основные средства
1.1.83
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95
IAS 17
Аренда
1.1.83
Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 1.1.99
IAS 18
Выручка
1.1.84
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95
IAS 19
Вознаграждения работникам
1.1.85
Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 1.1.99
IAS 20
Учёт правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи
1.1.84
IAS 21
Влияние изменений валютных курсов
1.1.85
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95
IAS 22
Объединение компаний
1.1.85
Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 1.7.99
IAS 23
Затраты по займам
1.1.86
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 1.1.95
IAS 24
Раскрытие информации о связанных сторонах
1.1.86
IAS 25
Учёт инвестиций
1.1.87
Частично заменён на IAS 39 и IAS 40, аннулирован IAS 40
IAS 26
Учёт и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)
1.1.88
IAS 27
Сводная отчётность
1.1.90
Cкорректирован в соответствии с IAS 39
IAS 28
Учёт инвестиций в ассоциированные компании
1.1.90
Частично заменён на IAS 36 и IAS 39
IAS 29
Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции
1.1.90
IAS 30
Раскрытие информации в финансовой отчётности банков и аналогичных финансовых институтов
1.1.91
Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 1.1.01
IAS 31
Финансовая отчётность об участии в совместной деятельности
1.1.92
Скорректирован в соответствии с IAS 36 и IAS 39
IAS 32
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации
1.1.96
Пересмотрен в 1999 г., редакция в силе с 1.1.01
IAS 33
Прибыль на акцию
1.1.98
IAS 34
Промежуточная финансовая отчётность
1.1.99
IAS 35
Прекращаемая финансовая отчётность
1.1.99
IAS 36
Обесценение активов
1.7.99
Частично заменяет положения IAS 16 и IAS 22
IAS 37
Резервы, условные обязательства и условные активы
1.7.99
IAS 38
Нематериальные активы
1.7.99
Заменил IAS 9
IAS 39
Финансовые инструменты: признание и сила
1.1.01
IAS 40
Инвестиционная собственность*
1.1.01
Аннулировал IAS 25
* Примечание: данный стандарт ещё не был официально переведён на русский язык
Источник: “Международные стандарты финансовой отчётности”, Москва, “Аскери”, 1999
Суммируя преимущества МСФО, то можно сказать, что для финансовых аналитиков и инвесторов это понятность, сравнимость, прозрачность, надёжность, меньшие издержки по анализу отчётности; для компаний – меньшие издержки по привлечению капитала, одна система учёта, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учёта; для аудиторов – единообразные принципа бухучёта, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном масштабе; для национальных разработчиков стандартов – обмен опытом, основа для национальных стандартов, большее доверие к национальным стандартам, конвергенция стандартов; для развивающихся стран – снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.
§ 3. Интерпретации МСФО
Интерпретации Постоянного Комитета по интерпретациям (ПКИ) – это важная составная часть международных стандартов. Интерпретации разрабатываются в контексте существующих МСФО и принципов их применения; они разъясняют отдельные положения стандартов и регулируют вопросы бухгалтерского учёта там, где отсутствуют соответствующие стандарты. При разработке интерпретаций ПКИ проводит консультации с аналогичными национальными комитетами государств – членов КМСФО.
ПКИ занимается вопросами достаточно широкого значения, при этом интерпретации можно разделить на две категории:
назревшие вопросы (неудовлетворительная практика в рамках существующих международных стандартов)
новые вопросы (новые темы, относящиеся к существующему стандарту, но не рассматривавшиеся при его разработке)
В настоящее время принято 17 интерпретаций (табл. 2)
Табл. 2
Интерпретации ПКИ (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)
№
Название
Вступление в силу
Ссылка на стандарт
ПКИ 1
Последовательность – различные формулы себестоимости для запасов
1.1.99
МСФО 2
ПКИ 2
Последовательность – капитализация затрат по займам
1.1.98
МСФО 23
ПКИ 3
Элиминирование нереализованных прибылей и убытков по операциям с ассоциированными компаниями
1.1.98
МСФО 28
ПКИ 5
Классификация финансовых инструментов – резервы на условное погашение
1.6.98
МСФО 32
ПКИ 6
Затраты на модификацию имеющегося программного обеспечения
1.6.98
Принципы подготовки и составления МСФО
ПКИ 7
Введение евро
1.6.98
МСФО 21
ПКИ 8
Применение МСФО впервые в качестве главной основы учёта
1.8.98
МСФО 1
ПКИ 9
Объединения компаний – классификация в качестве покупки или объединения интересов
1.8.98
МСФО 22
ПКИ 10
Правительственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью
1.8.98.
МСФО 20
ПКИ 11
Валютный обмен – капитализация убытков, возникающих в результате серьёзной девальвации валюты
1.8.98
МСФО 21
ПКИ 12
Консолидация – специализированные компании
1.7.99
МСФО 27
ПКИ 13
Совместно контролируемые компании – неденежные вклады со стороны предпринимателей
1.1.99
МСФО 31
ПКИ 14
Основные средства – компенсация обесценения или утраты объектов
1.7.99
МСФО 16
ПКИ 15
Операционная аренда - стимулы
1.1.99
МСФО 17
ПКИ 16
Акционерный капитал – вновь приобретённые собственные долевые инструменты (казначейские акции)
1.7.99
МСФО 32
ПКИ 17
Капитал – издержки сделок с капиталом
30.1.00
ПКИ 18
Последовательность – альтернативные методы
1.7.00
§ 4. Текущие проекты КМСФО
Обычно на повестке дня Правления КМСФО находятся 6-10 проектов одновременно, включая как разработку стандартов и интерпретаций, так и пересмотр текущих стандартов. В настоящее время наиболее важным является Проект МСФО №65 “Сельское хозяйство”. Вероятно, что в конце 2000 г. по итогам рассмотрения данного проекта будет представлен международный стандарт №41. Другие текущие проекты КМСФО:
Объединения компаний (касается пересмотра некоторых положений МСФО 22)
Представление финансовой отчётности в Интернете (исследование перспектив применения новых информационных технологий для предоставления финансовой информации)
Раскрытие финансовой информации банками и другими финансовыми институтами (затрагивает целесообразность корректировки МСФО 30)
Учёт в странах с переходной экономикой (о возможностях разработки специальных стандартов для данной категории стран, например, учёт приватизации, бартера; использование специальных оговорок)
Учёт в добывающих отраслях (посвящен особенностям учёта в таких отраслях как горная, нефтяная и газовая промышленность)
Финансовые инструменты (предполагается разработка всеобъемлющего стандарта с участием национальных органов по разработке учётных стандартов из более, чем 10 стран)
Учёт страхования (здесь акцент будет сделан на учёт страховых контрактов)
Дисконтирование
Программы по пенсионному обеспечению (проект связан с некоторыми особенностями законодательства в странах с высоким уровнем социальных отчислений)
Отчётность о финансовых показателях (рассматриваются перспективы внесения дополнений в МСФО 1)
Налогообложение дивидендов (затрагивает вопросы, не раскрытые в МСФО 12 “Налоги на прибыль”)
Требования по переходу (исследуются способы обеспечения последовательности при переходе компаний на МСФО)
Анализ текущих проектов Комитета по международным стандартам очень важен, поскольку он позволяет осуществлять заблаговременную подготовку при разработке национальных стандартов. Не нужно также забывать и о возможности участия в разработке стандартов путём внесения предложений и комментариев.
Одним из ключевых направлений деятельности КМСФО в последние годы является сотрудничество с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ), которая объединяет более 100 регулирующих органов в данной сфере. В 1993 г. КМСФО и МОКЦБ заключили соглашение по созданию базового набора стандартов (core standarts), который будет использоваться при подготовке финансовой отчётности для нужд фондовых бирж. К тому времени МОКЦБ объявила об одобрении МСФО 7 “Отчёты о движении денежных средств”, а также указала о том, что ещё 14 международных стандартов не требуют улучшения. В 1995 г. Технический комитет МОКЦБ заявил, что по завершении работы над всеми стандартами, включёнными в базовый набор, он будет рекомендовать МСФО к использованию для целей включения в листинги всех фондовых бирж и международного инвестирования. К настоящему времени работа по формированию базового набора стандартов со стороны КМСФО завершена и до июня 2000 г. ожидается его принятие Техническим комитетом МОКЦБ.