Привлечение инвестиций в производство срубов бревенчатых домов.

   


 

I. Риски

1.1. Выявление и первичный анализ рисков

Основной риск для предприятий подобного рода – отсутствие заказов, когда первоначальные  и текущие расходы предприятия не покрываются доходами. Этот риск можно снизить двумя путями:

1.       Снижение первоначальных и текущих расходов до минимального уровня – минимизация потерь.

2.       Дополнительное вложение денег в рекламу и маркетинг, увеличивающие вероятность получения заказов.

Первый путь в чистом виде не является правильным – можно вообще не вкладывать денег в создание предприятия. Чем меньше денег будет вложено в маркетинг, тем менее вероятно появление заказа.

Второй путь, как правило, приводит к удаче, но не всегда возможен из-за ограниченности в средствах.

По сути, три маркетинговые стратегии и являются вариантами различного снижения этого риска. Оценить эффективность рекламы и маркетинга можно только на основании опыта конкурентов и экспертных оценок.

Второй риск – недобросовестность поставщиков. Прибыль от полученного заказа не покрывает расходов на материалы, кроме этого, для завершения работ предприятию может не хватить собственных оборотных средств.

Избежать этого риска возможно:

-          при правильном выборе поставщика (на основе рекомендаций);

-          при отсутствии предоплаты;

-          при использовании аккредитива.

Третий риск, приводящий к потерям - прекращение финансирования от клиента. Для снижения этого риска необходимо:

1.       Составление договора, предполагающего штрафные санкции за просрочку платежей от заказчика (100% предоплата невозможна).

2.       Приостановка работ в случае задержки платежа (в этом случае потери, связанные с полным прекращением финансирования, все равно будут).

3.       Максимально возможный аванс.

4.       Наличие кредитной линии или собственных оборотных средств для продолжения строительства с целью сбыта сруба по более низкой цене (себестоимость минус авансовый платеж) местным покупателям для покрытия уже понесенных издержек.

Кроме этого, имеются менее вероятные риски, связанные с производством продукции:

1.       Значительный рост себестоимости продукции по сравнению с планируемой (снижается при помощи резервов, заложенных в сметную стоимость сруба).

2.       Задержки в поставках древесины, приводящие к простоям и увеличению как накладных расходов, так и расходов на оплату труда.

3.       Непредвиденный рост курса рубля по отношению к твердой валюте (наблюдается в настоящий момент и приводит к увеличению себестоимости).

Следует выделить в отдельную группу риски, связанные с невыполнением обязательств перед заказчиком.

1.       Непредвиденное увеличение срока изготовления срубов.

2.       Более низкое качество сруба, нежели указано в договоре.

3.       Ухудшение качества древесины, как в результате недобросовестности поставщика, так и из-за погодных условий, условий транспортировки и хранения сруба до его сборки на фундаменте.

4.       Ухудшение качества сруба в результате его неправильной эксплуатации потребителем (отсутствует при работе с посредником, который принимает этот риск на себя).

Форс-мажорные риски и риски, связанные с ущербом, причиняемым третьими лицами, следует страховать как на время производства сруба, так и во время его транспортировки.

1.2. Экспертная оценка рисков

Расчет произведен в долл. США на производство одного сруба (кроме 1-го пункта).

Риск

Без мероприятий, направл. на снижение

С мероприятиями, направлен. на снижение

Вероятность возникновения

Мат.ожидание убытка

Вероятность возникновения

Мат.ожидание убытка

Отсутствие заказов в течении квартала

20%

300

15%

225

Недобросовестность поставщиков

50%

4350

5%

435

Прекращение финансирования от клиента

20%

1380

5%

140

Значительный рост себестоимости продукции по сравнению с планируемой

 

300

 

30

Задержки в поставках древесины на 1 неделю

50%

240

30%

60

Непредвиденный рост курса рубля по отношению к твердой валюте

 

300

 

300

Непредвиденное увеличение срока изготовления срубов.

5%

15

2%

6

Более низкое качество сруба, нежели указано в договоре.

10%

0

2%

0

Ухудшение качества древесины,

30%

1800

5%

300

Ухудшение качества сруба в результате его неправильной эксплуатации

20%

0

2%

0

Форсмажорные риски

3%

600

1%

200

Итого

 

9285

 

1471

 

Из таблицы следует, что по одному заказу математическое ожидание убытков составляет около 1500 тыс. долл. (за исключением риска отсутствия заказов).

Создание резерва в размере 5% от прямых затрат и 5-процентных страховых платежей от суммы прямых затрат полностью покрывает эту сумму.


 

II. Экономическое обоснование

2.1. Организационно-правовые схемы работы предприятия

К сожалению, при сложившейся практике ведения налогового учета у конкурентов, при ведении налогового учета по классической схеме и ценах, сложившихся на рынке, общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды, составляет около 150% от прибыли. Таким образом, ведение налогового учета по классической схеме не представляется целесообразным. С целью сокращения налогового бремени нами разработана нижеследующая организационно-правовая схема функционирования предприятия.

На схеме белыми прямоугольниками показаны юридические лица, входящие в состав предприятия. Потоки платежей, направленные к темным прямоугольникам, показывают отток денежных средств из предприятия, потоки платежей, направленные из темных прямоугольников показывают приток денежных средств извне. Денежные потоки между белыми прямоугольниками показывают их движение между юридическими лицами предприятия.

В предприятие входит пять типов юридических лиц:

I – арендодержатель.

Функции: арендует пассивную часть основных производственных фондов предприятия -–землю, офисные помещения, другое недвижимое имущество.

Количество: одно.

Срок функционирования: создается на долгосрочную перспективу, не должно иметь долгов и претензий от тех или иных фискальных органов.

Ведение бухгалтерского учета: по классической системе бухгалтерского учета.

Цель создания: сокращение рисков, связанных с вложением денежных средств в арендуемые основные фонды.

II – собственник ОПФ

Функции: имеет в собственности и сдает аренду активную часть основных производственных фондов предприятия  - машины, механизмы, дорогостоящий инструмент, станки и проч.

Количество: одно.

Срок функционирования: создается на долгосрочную перспективу, не должно иметь долгов и претензий от тех или иных фискальных органов.

Ведение бухгалтерского учета: по упрощенной системе, с уплатой налога с оборота.

Цель создания: сокращение рисков, связанных с вложением денежных средств в собственные основные фонды, сокращение налога на имущества.

III – большое производство.

Функции: производство срубов.

Количество: одно.

Срок функционирования: может быть в любой момент ликвидировано, однако это сопряжено с организационными трудностями.

Ведение бухгалтерского учета: по классической системе бухгалтерского учета.

Цель создания: основная деятельность предприятия, списание производственных затрат на себестоимость, возможность представить НДС к уплате заказчику.

IV – малое производство

Функции: производство срубов.

Срок функционирования: может быть в любой момент ликвидировано практически без проблем.

Количество: несколько, с целью не превысить требуемой численности рабочих и требуемых годовых оборотов.

Ведение бухгалтерского учета: по упрощенной системе, налог с дохода.

Цель создания: основная деятельность предприятия, списание производственных затрат на расходы, возможность работать без НДС для физических лиц и предприятий, работающих без НДС, частичный уход от налога на имущество.

V – Агентство по реализации

Функции: реализация срубов по агентскому договору, реклама предприятия,

Срок функционирования: должно иметь возможность в любой момент быть ликвидировано без проблем.

Количество: несколько, с целью не превысить требуемых годовых оборотов.

Ведение бухгалтерского учета: по упрощенной системе, налог с оборота.

Цель создания: уход от налога на прибыль и на рекламу, частично – на имущество и на пользователей автодорог. Возможность реализации срубов без НДС.

 

На схеме представлены следующие денежные потоки:

А1 – арендная плата за землю, офисные помещения, другое недвижимое имущество, которое предприятие берет в долгосрочную аренду.

А2 – внутренняя арендная плата за землю, офисные помещения, другое недвижимое имущество, при этом:

А2 + А2’ = А1 +  ЗП1 ´ 1,4 + DА2: DА2 ® 0.

А2’ ® min, поскольку НДС с арендной платы не может быть получен от покупателя.

А3 – арендная плата за активную часть основных производственных фондов, находящихся на балансе предприятия II.

А3 + А3’ = Амортизация ОПФ +  ЗП2 ´ 1,4 +  DА3: DА3 ® 0.

А3 + А3’ могут быть распределены между собой пропорционально.

ЗП – официально начисленная зарплата работникам предприятия. Предполагает начисление на нее ЕСН и подоходного налога.

М1 – стоимость материалов, приобретенных с НДС.

М2 – стоимость материалов, приобретенных без НДС.

Ц1 – цена производства, уплачиваемая покупателем предприятию III. На Ц1 начисляется НДС 20%.

Ц1= А2 + А3 + М1 + ЗП3 ´ 1,4 + DЦ1 + НДС 20%

Ц2 – цена производства, уплачиваемая покупателем предприятию IV. На Ц2 не начисляется НДС.

Ц2= А2’ + А3’ + М2 + ЗП4 ´ 1,4 + DЦ2

Ц3, Ц4 – цена, уплачиваемая покупателем предприятию V (агентство по реализации). На Ц3, Ц4 не начисляется НДС.

Ц3 = Фактическая цена – Ц1;

Ц4 = Фактическая цена – Ц2.

Для инвестора возможно выступать учредителем как всех юридических лиц (как физического лица), либо только части. Одним из оптимальных вариантов является собственность юридического лица II, собственника основных фондов. При этом

DА3 = Фактическая прибыль предприятия.

При этом возрастает НДС, который уплачивает покупатель.

Для примера функционирования предприятия по данной организационно-правовой схеме приводится ориентировочный расчет размера выплат в бюджет и внебюджетные фонды на один квадратный метр среднего сруба.

Таблица 33. Ориентировочный расчет размера выплат в бюджет и внебюджетные фонды на один квадратный метр среднего сруба.

Налог

Ставка

1

2

3

4

5

 

База

Сумма

База

Сумма

База

Сумма

База

Сумма

База

Сумма

Итого

НДС

20.00%

0.037

0.007

 

 

9.760

1.952

 

 

 

 

1.959

ЕСН

40.00%

0.037

0.011

0.037

0.011

6.800

2.720

6.800

2.720

0.800

0.320

3.061

Налог на прибыль

24.00%

0.148

0.035

 

 

0.707

0.170

 

 

 

 

0.205

Налог с прибыли

30.00%

 

 

 

 

 

 

0.707

0.170

 

 

 

Налог с оборота

6.66%

 

 

0.240

0.016

 

 

 

 

98.633

6.569

6.585

Налог на имущество

1.00%

 

 

 

 

35.683

0.357

 

 

 

 

0.357

Налог на пользователей автодорог

1.00%

1.625

0.016

 

 

71.367

0.714

 

 

 

 

0.730

Налог на рекламу

5.00%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подоходный налог

13.00%

0.037

0.003

0.037

0.003

6.800

0.884

6.800

0.884

0.800

0.104

0.995

Итого

 

 

0.070

 

0.037

 

5.912

 

2.890

 

6.889

 

Таблица 34. Всего выплат в бюджет и внебюджетные фонды на один квадратный метр среднего сруба

 

С НДС

Без НДС

При использовании одного  юридического лица

Всего выплат

12.897

9.875

58.39

Итого в % от выручки

7.59%

5.81%

34.35%

Из них к зачету

1.959

0.000

2.18

Всего чистые выплаты

10.938

9.875

56.21

В % от прибыли

30.05%

27.13%

154.44%

 

2.2. Исходные данные для экономического и финансового планирования

2.2.1. Прогнозирование доходной части финансового плана

Всякое финансовое планирование ведется в условиях неопределенности. В данном финансовом плане основным фактором неопределенности является объем заказов в ответ на рекламу. Спрогнозированный в разделе 6 объем заказов в ответ на PR, рассматривался с точки зрения максимального годового объема работ, которым должно быть способным выполнить предприятие и с точки зрения темпов наращивания мощности. Полученный прогноз строился на основании рекламной деятельности конкурентов и общих закономерностей реакции потребителей на PR, поэтому эти показатели не далеки от истины. Однако прогноз всегда носит вероятностный характер, и определить вероятность его исполнения далеко не всегда представляется возможным. Для построения финансового плана рассмотрим 75% вероятного объема заказов, заложив тем самым определенную степень риска сокращения объема заказов непосредственно в финансовый план.

Второй фактор неопределенности – равномерность поступления заказов. Особенно важным является этот фактор на начальном этапе производства, когда объем работ рассматриваемого интервала сравним с объемом одного заказа. Дискретность объемов одной сделки вызывает вероятность увеличения потребности в собственных или полученных в кредит оборотных средствах предприятия. Однако покрыть эту потребность возможно из внутренних резервов (увеличение срока задолженности по заработной плате и увеличения срока платежей поставщикам). На этапе работы с большим количеством заказов этот фактор практически перестает создавать финансовые риски.

Следующий ряд факторов неопределенности создает финансовые риски в значительно меньшей степени:

1.       Структура заказов.

2.       Изменение цены заказов в сторону уменьшения.

3.       Изменение курса валют.

4.       Изменение стоимости сырья и рабочей силы.

5.       Изменения в законодательстве.

6.       Прочее.

Такие факторы, как резкое изменение спроса в результате кризисов и потрясений финансового рынка, а так же форс-мажорных обстоятельств прогнозу практически не поддаются и в финансовом плане не учитываются.

В исходных данных финансовых планов используются расчетные показатели пп. 6.2.3, уменьшенные приблизительно на 25% при той же структуре работ. (Приложения 1, 2, 3). Предполагается получение 50%-ного аванса от заказчика. Оплата сборки и транспортировки сруба осуществляется при помощи отдельного договора. В прочую реализацию входит реализация отходов и побочных продуктов производства.

Интервал планирования в финансовом плане равен одному календарному месяцу.

Период, рассматриваемый в финансовом плане, принят равным 27 интервалам планирования. Это позволяет:

1.       Полностью осветить наращивание объемов работ и мощности предприятия.

2.       Оценить доходность и эффективность проекта при функционировании без наращивания объемов работ (в период стабильности) сроком не менее года.

3.       Показать срок окупаемости проекта.

4.       Доказать эффективность проекта на том его участке, где перестает чувствоваться влияние первоначальных затрат.

2.2.2. Прогнозирование расходной части финансового плана

Одним из трудно прогнозируемых факторов является объем вложений в производство для стратегии «Лидер» и «Сильный конкурент». В зависимости от арендуемого земельного участка, его места расположения и благоустройства, эта цифра может колебаться от весьма скромных цифр до значительных капиталовложений. В качестве исходного варианта для расчетов в финансовом плане мы рассматриваем вариант площадки с естественным грунтом, без ограждения, с подведенными необходимыми коммуникациями (электричество и вода), с доступностью для грузового и железнодорожного транспорта. Предполагается, что на площадке нет зданий, пригодных для использования под отдых, обогрев и переодевание рабочих и складских помещений.

В первоначальные капитальные вложения включены:

1.       Работы по выравниванию участка.

2.       Подсыпка песка и щебня в местах складирования лесоматериалов и на подъездных путях грузового автотранспорта.

3.       Устройство ограждений вокруг площадки.

4.       Монтаж каркасов для использования кран-балок и устройство над ними кровли.

5.       Устройство электроснабжения и освещения площадки.

Монтаж каркасов для использования кран-балок ведется постепенно, в соответствие с темпами наращивания объема работ с тем, чтобы 1/3 производимых срубов можно было изготавливать под кровлей. Для прочих срубов необходимо использовать подъемные механизмы, соответствующие грунту площадки. В финансовый план заложена стоимость аренды таких механизмов (в статье затрат «Эксплуатация машин и механизмов»). Устройство электроснабжения и освещения площадки также производится постепенно.

В зависимости от наличия на арендуемой площадке зданий и сооружений расходы на приобретение вагонов-бытовок могут колебаться от нуля до нескольких тысяч долларов.

В другие основные средства включены пилорамы, инструмент, инвентарь, подъемные механизмы, электротехническое оборудование.

Для стратегии «Мелкий субподрядчик» планируется аренда благоустроенной площадки с каркасными зданиями без ограждающих конструкций для использования кран-балки, с необходимыми для организации бытовок и офисного помещения зданий, с транспортной и пешеходной доступностью, наличием необходимых подъездных путей и т.д., в результате чего капитальные вложения сводятся к минимуму.

В организационные расходы включена стоимость регистрации юридических лиц и получения необходимых лицензий.

Для стратегии «Лидер» и «Сильный конкурент» в единовременные затраты включена стоимость строительства здания конторы, являющейся образцом продукции предприятия.

Текущие расходы делятся на прямые затраты, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Прямые затраты зависят от объема работ при его усредненной структуре. Доля тех или иных затрат определена на основании калькуляций, пример которых приведен в пп.5.1.1.

Стоимость аренды земли принята ориентировочно, по требуемой площади и затрат на ареду у конкурентов. Она может оказаться как выше, так и ниже приведенной цифры в зависимости от места расположения и уровня благоустройства площадки. Так же приблизительно определены коммунальные платежи (необходимый расход электроэнергии входит в «Стоимость эксплуатации машин и механизмов»).

Стоимость вывоза мусора определена в пп. 7.1.2.

Ориентировочная стоимость транспортировки срубов (17% от цены рубки) рассчитана исходя из удаленности заказчиков по целевым сегментам рынков (пп. 4.2.2).

Затраты на охрану производственной площадки включены в общепроизводственные расходы, охрана офиса входит в его арендную плату. В финансовый план не включены затраты на «охрану», связанную с защитой от криминальных структур.

Оплата труда подсобных и вспомогательных рабочих определена на основании их численности, приведенной в пп. 7.2.1.

Расчет общехозяйственных расходов основан на пп.4.2.4 и п. 8.2.

Непредвиденные и прочие расходы – небольшой резерв, который может быть использован по обстоятельствам.

Налоговые платежи не рассматриваются в финансовом плане подробно – это значительно усложнит расчет и потребует развертки показателей плана в свете использования нескольких юридических лиц, что не только увеличит трудоемкость расчета, но и сделает его менее наглядным и убедительным. По этой же причине в финансовом плане отсутствует анализ бюджетной эффективности. Ориентировочный объем налоговых платежей на 1 м2 объема работ приведен в п. 10.1.

Кроме этого, в исходные данные включено кредитование рабочих на приобретение бензопил, что является необходимым для привлечения рабочей силы, и выплата дивидендов по результатам работы организации (рассчитывается в финансовом плане).

2.3. Расчет финансового плана

Расчет финансового плана с целью его анализа производится при помощи оборотно-сальдовой ведомости (Приложения 4, 5, 6). На основании исходных данных показаны обороты и сальдо счетов бухгалтерского учета. Поскольку речь идет о финансовом планировании, а не ведении бухгалтерского учета с целью налогообложения, некоторые проводки по счетам не соответствуют правилам ведения бухгалтерского учета. Однако это позволяет получить экономически обоснованную и наглядную картину, поэтому правилами мы пренебрегли.

В расчете плана имеются некоторые особенности, требующие пояснения:

1.       Предполагается, что материалы закупаются в предшествующем началу рубки интервале.

2.       Готовая продукция принимается заказчиком в том же интервале, что и заканчивается ее производство.

3.       Расчеты с поставщиками осуществляются не позднее 12 дней после отгрузки материалов, в среднем задержка платежей поставщикам составляет 6 календарных дней. Это соответствует оплате 80% поставок в том интервале, в котором они были произведены и 20% в следующем интервале.

4.       При расчетах с покупателями и заказчиками предполагается, что оплата ими задерживается не более чем на 46 календарных дней, что соответствует 50% оплаты продукции в интервале ее отгрузки (за вычетом аванса) и 50% - в следующем интервале.

5.       Для стратегии «Лидер» предусмотрена выплата 75% заработной платы в рассматриваемом интервале по сравнению с начисленной и 25% в следующем интервале. Для стратегий «Сильный конкурент» и «Мелкий субподрядчик» - 50% на 50% из-за нехватки оборотных средств при наращивании объемов производства.

6.       В расчетах с персоналом по прочим операциям учтена выдача и возврат кредитов рабочими.

7.       Уставный капитал равен объему инвестиций, поступающих от инвестора.

2.4. Анализ финансового плана

2.4.1. Анализ прибыльности

Настоящий проект не имеет фиксированного срока жизни, а, следовательно, судить о валовой прибыли можно только опираясь на рассматриваемый период планирования.

В начале периода планирования, когда удельные условно-постоянные затраты велики по сравнению с объемом выполняемых работ, рентабельность производства отрицательна, предприятие накапливает убытки. На десятом интервале планирования, когда объем работ возрастает до 2/3 стабильного планируемого уровня, производство становится прибыльным. Погашение накопленного убытка для различных стратегий происходит от 12-го до 14-го интервала планирования. К концу периода планирования

При работе на стабильном планируемом уровне рентабельность производства составляет для различных стратегий 11-12%. К сожалению, при финансовом планировании практически невозможно оценить косвенное сокращение затрат, связанное с укрупнением производства. Это трудоемкий расчет не оправдывает себя из-за вероятностного характера плановых показателей, поэтому прямые затраты рассчитывались исходя из средних норм производительности труда, затрат на оплату труда, на материалы и проч., без учета сокращения этих затрат при увеличении объема производства. Кроме этого, затраты в плане рассчитаны осторожно, с учетом резервов и фактически могут оказаться значительно ниже, чем запланировано. Поэтому, говоря о рентабельности производства, мы имеем в виду минимальную его рентабельность.

Однако, даже при такой низкой рентабельности и выплате инвестору в качестве дивидендов 50% от полученной прибыли, в год это может составить более 100% чистых выплат на вложенный капитал.

Соотношение относительно невысокой рентабельности производства и высокой доходности инвестиций объясняется небольшой фондо- и капиталоемкостью проекта. Годовой оборот средств более чем в десять раз превосходит объем капиталовложений в производство, что характерно для строительной отрасли, ведущий работы на средства заказчика.

Валовая прибыль за период планирования составляет, соответственно, 633, 444 и 139 тыс. долл. США для различных стратегий.

2.4.2. Анализ движения денежных средств и эффективности инвестиций

При анализе сальдо денежных потоков (кэш-фло) можно видеть, что график вложений денежных средств инвестором не позволяет свободным денежным средствам опускаться в ноль. При стратегии «Лидер» минимум денежных средств приходится на 12 интервал планирования ($6 000) и в данном случае является скорей случайной величиной, связанной с наращиванием объема работ. Однако в построении графика инвестиций, сводящим в ноль свободные денежные средства смысла нет – одна существенная задержка платежа заказчика может лишить предприятие необходимых оборотных средств. Для стратегии «Сильный конкурент» свободные денежные средства приближаются к нулю трижды за период планирования. Это связано с тем, что по сравнению с объемом инвестиций, рост объема работ производится быстрей и оборотные средства расходуются полностью. С одной стороны это создает нестабильность в работе предприятия, но может быть легко устранено в конкретных условиях, как изменением графика инвестиций, увеличением срока погашения задолженностей или использованием краткосрочного кредита.

При стратегии «Мелкий субподрядчик» свободные денежные средства практически обращаются в ноль на 4 интервале планирования, что не влияет на работу с заказчиками – объем работ в этот момент минимален.

 

Анализ прибыльности и сальдо денежных потоков показывает, что к середине второго года у предприятия образуется много свободных денежных средств, полученных за счет прибыли. В финансовом плане не рассмотрено использование этих средств, однако принять решение об их использовании для развития предприятия можно позже, когда будут известны изменения, произошедшие на рынке. Свободные денежные средства обеспечивают гибкость предприятия!

 

Чистый поток денежных средств (ЧПДС) отличается от сальдо денежных потоков на величину инвестиционных затрат. Дисконтированный ЧПДС показывает стоимость будущих денег сегодня.

Остаточная стоимость проекта невелика, поскольку в производстве используется небольшое количество основных фондов и собственных оборотных средств, поэтому величина чистой текущей стоимости проекта не намного выше ЧПДС. На конец периода собственность инвестора будет составлять от 170 до 270% от первоначальных вложений (в зависимости от стратегии).

 

Срок окупаемости проекта составляет от 12 месяцев (стратегия «Мелкий субподрядчик») до 19 месяцев (стратегия «Лидер»). Срок окупаемости определен по дисконтированному чистому потоку денежных средств и не учитывает остаточной стоимости проекта.

Для чистых инвестиций произведен расчет, где в качестве оттока средств рассматриваются инвестиционные затраты (вложения инвестора в предприятие), а в качестве притока – дивиденды, выплачиваемые инвестору. Срок окупаемости в этом случае колеблется от 20 до 26 месяцев.

2.4.3. Анализ балансовых отчетов и финансовой состоятельности предприятия

Анализ ликвидности (возможности отвечать по своим обязательствам) показывает, что общая ликвидность предприятия опускается ниже 100% только в период наращивания объема работ, во всех остальных случаях оборотные активы предприятия покрывают его краткосрочные пассивы. При этом половину задолженности может быть покрыта без использования вещественных оборотных средств (коэффициент срочной ликвидности ниже 50% тоже только в период наращивания объемов). Показатели абсолютной ликвидности в данном случае показывают скорей возможность вовлечения в оборот свободных денежных средств и не могут быть охарактеризованы ни положительно, ни отрицательно.

Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общем объеме пассивов предприятия. Для стратегий «Лидер» и «Сильный конкурент» он не опускается ниже 20% и не поднимается выше 40%, что характерно для строительной отрасли. Для стратегии «Мелкий субподрядчик» в период наращивания объема работ доля собственных средств в их общем объеме совсем незначительна, поскольку у предприятия практически нет собственных основных фондов и собственных вложений в оборотные активы.

Коэффициент маневренности показывает долю собственных средств, приходящуюся на оборотные активы. Он аналогичен коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами, только второй коэффициент показывает долю собственных оборотных активов в общем объеме оборотных активов. Значения этих показателей, опускающееся ниже нуля, показывает, что вложения в основные фонды предприятия производится за счет заемных средств, что может быть оправдано только в ситуации со значительной дебиторской задолженностью, погашение которой не вызывает сомнений, а также при уверенности в скором притоке прибыли. У кредиторов этот показатель может вызвать сомнения. Однако, не позднее года от начала функционирования предприятия эти показатели поднимаются выше нуля и выходит на уровень свыше двадцати процентов, что является довольно высоким для строительной отрасли.

Из показателей оборачиваемости оборотных средств заслуживает внимания показатель доли производственного цикла в общем времени оборота. Для стабильного уровня объема работ он составляет от 40 до 55%. Соответственно, на долю расчетов приходится около половины общего времени оборота. Эта ситуация является нормальной для производства.

 

В общем, анализ финансовой состоятельности предприятия показывает, что в период становления предприятия и наращивания объема работ значительную роль играет финансовое планирование и анализ финансовых потоков. При стратегиях «Лидер» и «Сильный конкурент» должность финансового директора должен занимать компетентный и высокооплачиваемый специалист.

2.4.4. Анализ чувствительности проекта

Основным риском проекта является снижение объема заказов по сравнению с запланированным уровнем. На объем заказов влияет большинство рыночных факторов – изменения курсов валют, уровень доходов населения, внешнеэкономическая ситуация, изменение цен, изменение предпочтений заказчиков и т.д. Остальные факторы, не связанные с объемом заказов, влияют на показатели проекта косвенно, так что невозможно отследить их влияние на плановые показатели, либо так, что это приводит к пропорциональному изменению всех показателей плана. Так например увеличение цены на сырье повлечет за собой увеличение цен на всем рынке, следовательно, рынок увеличит цены на продукцию. При незначительном повышении цен это просто увеличит затраты и прибыль одновременно, а в случае высокого повышения – приведет к сокращению спроса и, соответственно, сокращению числа заказов. Поэтому в качестве параметра при анализ чувствительности проекта использовался именно объем заказов.

Изменение объема заказов в сторону увеличения рассматривался для оценки возможного ухудшения показателей проекта. Анализ показал, что при увеличении объема заказов показатели проекта не ухудшаются, дополнительных вложений в оборотные средства при этом не требуется.

При уменьшении объема заказов в первую очередь определялся его критический уровень – превышение затрат над доходами от реализации. Для стратегии «Лидер» этот уровень составляет 43% от запланированного объема заказов, для стратегии «Сильный конкурент» - 56%, для стратегии «Мелкий субподрядчик» - 83%. Это означает, что стратегии, направленные на создание крупного производства менее рискованные, чем ориентированные на небольшие объемы работ. Учитывая, что в финансовом плане рассматривался объем работ на 25% ниже вероятного, а затраты скорей завышены по сравнению с ожидаемыми, можно говорить о том, что крупное производство окупится даже в случае, если объем заказов составит менее 1/3 прогнозируемого в плане уровня мощности.

Стратегия «Мелкий субподрядчик» чрезвычайно чувствительна к сокращению объема заказов, поэтому при ее выборе основная задача ляжет на маркетинговую составляющую управления предприятием. Возможно, потребуются дополнительные вложения в рекламу для увеличения объема заказов.


 

2.4.5. Сравнительный анализ финансового плана для различных стратегий

Таблица 35. Основные показатели финансового плана для различных стратегий

Показатель

Лидер

Сильный конкурент

Мелкий субподрядчик

Объем инвестиций

250 000

150 000

31 000

Чистая прибыль на конец периода

633 294

443 885

139 087

Рентабельность производства на конец периода

10.86%

10.86%

10.86%

Свободные ДС на конец периода

379 369

271 738

103 576

Дисконтированный ЧПДС на конец периода

364 413

282 821

118 794

Дисконтированная остаточная стоимость проекта на конец периода

49 916

18 012

-24 422

NPV на конец периода

414 329

300 833

94 372

Внутренняя норма доходности

54.70%

81.12%

93.61%

Дисконтированный срок окупаемости, лет

1.54

1.37

1.01

Дивиденды, выплаченные за период

292 579

205 736

64 974

В % от объема инвестиций

117%

137%

210%

Прогнозируемая годовая доходность инвестиций по окончании периода

116%

130%

177%

Ежемесячный приток средств

20 782

13 992

3 946

Критический уровень объема заказов

43%

56%

83%

 

Доходность инвестиций по каждой стратегии превышает уровень нормальной прибыли от инвестиций в производство. Чем выше доходность инвестиций, тем выше риск, связанный с сокращением объема заказов.

В целом на основе финансового плана проект можно охарактеризовать как доходный, причем доходы от него могут поступать инвестору не на ограниченном промежутке времени, а в течении всего срока деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

По порядку:
Вернутся на главную   Вернутся на предыдущую.
Rambler's Top100   

 

Сайт управляется системой uCoz