Привлечение инвестиций в производство срубов бревенчатых домов.
I. Производственная программа1.1. Оценка вероятного объема реализации продукции1.1.1. Вероятный объем заказов в ответ на PRРазумеется, определить точно возможную отдачу от того или иного вида рекламы практически невозможно. Так, один из американских бизнесменов говорил: «Я знаю, что половина моей рекламы идет впустую, вот только не знаю, какая это половина». Основываясь на опыте конкурентов, можно приблизительно оценить возможный объем заказов в ответ на PR. Так, например, достоверно известно, что один из конкурентов получил 10 000 м2 заказов только в результате участия в московской выставке. При этом нельзя утверждать, что участие в московской выставке более сильного конкурента через год (причем, одновременно с некоторыми другими аналогичными предприятиями) обеспечит тот же объем заказов. Это могла быть случайная реакция рынка на неизвестный товар по качеству и потребительским свойствам, а могла быть только верхушка айсберга, проявление еще недавно скрытого спроса. Участие в выставке в следующем году может дать и значительно меньший объем заказов, часть которых оттянут конкуренты, а может дать гораздо больший объем, если рынок ждет появления на нем производителей такой продукции. Поэтому отдача от рекламы рассчитана условно, опираясь на экспертные оценки и общую статистику отдачи от рекламных мероприятий. Однако, без оценочных расчетов тоже обойтись нельзя – темпы наращивания мощности потребуют значительных вложений, если не предусмотреть возможного объема работ заранее. Для каждой стратегии рассмотрены свои варианты отдачи от рекламных мероприятий. Разумеется, наибольшая отдача планируется для стратегии «Лидер», показанная в таблице 9. Таблица 9. Возможные объемы заказов в ответ на рекламные мероприятия, м2 срубов для стратегии «Лидер».
Значимыми в таблицах являются только итоговые строки и столбцы – отдача от того или иного вида рекламы в год или возможный объем получения заказов в том или ином месяце. Общий планируемый объем заказов обеспечивает загрузку 2/3 плановой мощности предприятия. Дальнейшие рекламные мероприятия должны быть направлены на поддержание этого объема производства. Для стратегии «Сильный конкурент» планируемая отдача меньше не только в результате сокращения таких мероприятий, как наружная реклама и размещение рекламного домика на территории выставки, но и в результате косвенного влияния этих мероприятий на отдачу от прочих видов рекламы (таблица 10). Таблица 10. Возможные объемы заказов в ответ на рекламные мероприятия, м2 срубов для стратегии «Сильный конкурент».
Планируемый объем заказов обеспечивает загрузку мощностей на 75%. Фактически, отдача от рекламных мероприятий может быть и меньше, однако для планирования наращивания мощности предприятия следует использовать именно этот план. Реклама при стратегии «Мелкий субподрядчик» (таблица 11), ориентированная на рынок Санкт-Петербурга, более эффективна, поэтому дает наибольшую отдачу на вложенные средства. При этом существует риск, что при всех отличных рекламных мероприятиях она может «не раскрутиться», поскольку для заказчика является очень важным вопрос объема вложенных в производство средств, если у предприятия нет многолетнего опыта работы. Таблица 11. Возможные объемы заказов в ответ на рекламные мероприятия, м2 срубов для стратегии «Мелкий субподрядчик».
Планируемый объем заказов должен обеспечить загрузку 70% мощности. В данных планах речь идет о получении заказов, то есть о времени заключения договоров. Выполнение заказов может быть распределено равномерно. Конечно, начало работ сразу после заключения договора более чем желательно для заказчика, но не всегда возможно, особенно в период наращивания мощности. 1.1.2. Темпы наращивания мощностиМощность – максимально возможный годовой объем работ – складывается из трех видов применяемых ресурсов: 1. Основные фонды. 2. Трудовые ресурсы. 3. Оборотные средства. Потребное количество основных фондов рассматривается в следующем разделе. Как правило, «узким местом» в части основных фондов является производственная площадь. Размер собственных и заемных оборотных средств определяется в разделе «Экономическое обоснование». Как правило, оборотные средства редко бывают «узким местом» в работе предприятия. Их размер увеличивается и уменьшается из месяца в месяц, пополняется за счет заемных средств. Трудовые ресурсы наиболее дефицитны практически на всех предприятиях-конкурентах. И если наращивание мощностей в части оборотных и основных средств – только вопрос объема капиталовложений, то найм потребного количества рабочей силы не может быть решен при помощи увеличения заработной платы – это увеличит себестоимость продукции. Поскольку количество плотников требуемой квалификации сильно ограничено (их не более 700 человек на Санкт-Петербург и область, а мастеров, способных руководить производством – всего несколько десятков), то «перетягивание» плотников с одного предприятия на другое – обычная практика. Плотник с опытом работы около 5 лет мог успеть поработать минимум на половине конкурирующих между собой площадок. Конкуренция между предприятиями по привлечению рабочих намного жестче, чем конкуренция в получении заказов. В последний год-два предприятия стали поощрять принятие в бригады учеников, что несколько снижает эту напряженность, но рост производства все равно превосходит рост их квалификации. Поэтому формирование потребного количества трудовых ресурсов требует от предприятия разработки комплекса мероприятий, рассчитанных на привлечение и удержание рабочей силы. Уйти от конкуренции в этом вопросе позволяет подготовка и использование местных рабочих кадров. Обычно плотникам приходится работать далеко от места проживания. Получившие нужную квалификацию местные рабочие начнут искать работу на стороне только если заработная плата там в 1,5 - 2 раза превысит зарплату на нашем предприятии. Но подготовка необходимого количества плотников требует времени и квалифицированных рабочих, способных и готовых брать учеников. В Ленинградской области безработица намного выше, чем в Петербурге, а уровень средней зарплаты намного ниже. Кроме этого, большинство взрослого мужского населения области так или иначе работало с деревом, а многие из них работали плотниками, но более низкой квалификации, чем необходимо. Поэтому найти учеников, готовых получить специальность или усовершенствоваться в ней, получая при этом высокую (по меркам области) заработную плату, не составит особого труда. В среднем, подготовка одного ученика занимает около трех месяцев. Производительность его труда при этом не более чем в 1,5 раза ниже производительности труда плотника, поскольку вначале он выполняет тяжелую и не требующую особых навыков работу, оставляя «мастеру» выполнять работу квалифицированную. Поскольку труд «мастера» как правило, оплачивается в два раза выше, чем труд ученика, это позволяет без повышения заработной платы за единицу работ повысить зарплату квалифицированного персонала в 1,25-1,5 раза, что дополнительно привлечет квалифицированных рабочих на предприятие, не смотря на его удаленность от города. Ориентируясь на возможный объем заказов в ответ на рекламу, следует определить, возможен ли найм и подготовка необходимого числа рабочих для выполнения этих заказов. Разумеется, возможные заключенные договора необязательно начинать выполнять сразу после заключения договора, поэтому можно наращивать мощность более равномерно. На рисунке 6 показан график возможного получения заказов и постепенное наращивание мощности для их выполнения для стратегии «Лидер».
Рисунок 6. Возможный объем работ и темпы наращивания мощности при стратегии «Лидер» В соответствии с объемом заказов формируются ориентировочные объемы работ, планируемые к выполнению каждый месяц, и исходя из них планируется и необходимая численность рабочих, исходя из годовой выработки одного плотника (около 100 м2 в год). В таблице 12 показаны требуемое количество рабочих на каждый месяц планируемого периода, а также потребность в найме квалифицированных плотников и их учеников. Таблица 12. Планируемое наращивание численности рабочих при стратегии «Лидер»
Для данной стратегии вопрос найма рабочей силы стоит наиболее остро, для выполнения возможного объема работ к концу периода необходимо нанять 60 человек высокой квалификации и подготовить благодаря им еще 240 рабочих. Однако, найм 60 квалифицированных рабочих при стабильном уровне заказов, хоть и является довольно трудным, учитывая отдаленность места работы, но при этом вполне реален. Подготовка такого количества квалифицированных кадров возможна только при жестком контроле «мастеров» со стороны администрации предприятия и выставления им жестких условий. Для расчетов принято, что производительность труда учеников в два раза ниже «мастеров», это учитывает и отсев учеников, и время, которое они тратят на непроизводительный труд, связанный с обучением. Для стратегии «Сильный конкурент» (рисунок 7 и таблица 13) расчет ведется аналогично.
Рисунок 7. Возможный объем работ и темпы наращивания мощности при стратегии «Сильный конкурент» Поскольку план маркетинговых мероприятий этой стратегии не сильно отличается от предыдущего, то и графики наращивания мощности у этих стратегий похожи. Таблица 13. Планируемое наращивание численности рабочих при стратегии «Сильный конкурент»
В данной стратегии требуется меньшее количество квалифицированных рабочих (42), и если поток заказов будет стабильным, то нанять не составит особого труда. В стратегии «Мелкий субподрядчик» возможные объемы работ не велики (рисунок 8 и таблица 14), поэтому и требующееся количество квалифицированных рабочих совсем не значительно.
Рисунок 8. Возможный объем работ и темпы наращивания мощности при стратегии «Мелкий субподрядчик» Для данной стратегии у предприятия не будет особых проблем с наймом рабочей силы. Таблица 14. Планируемое наращивание численности рабочих при стратегии «Мелкий субподрядчик»
Для каждой стратегии необходимо помнить, что при переходе большинства учеников на статус квалифицированных рабочих, заработная плата «мастеров» начнет снижаться, поэтому возможен их переход на другие предприятия, если там им будет обеспечен объем заказов, более высокая зарплата или их площадки расположены ближе к месту проживания рабочих. Однако, с местными рабочими этого не произойдет. 1.2. Планируемые объемы производства1.2.1. Перечень возможных видов продукции. Объемы и сметная стоимостьНе смотря на однородность продукции, разброс цен на те или иные виды срубов очень высок. И частота заказов того или иного вида постройки различна. Для планирования средней цены и объема заказа, необходимо рассмотреть их полный перечень (таблица 15).
Таблица 15. Перечень возможных построек, изготавливаемых предприятием
Постройки отличаются друг от друга не только средним размером, но и средней ценой за 1 м2. Частота заказа показывает не долю в общем объеме работ, а количество заказов тех или иных построек (на основании опыта конкурентов, с учетом направленности маркетинга). Численность бригады в данном случае весьма условна и дает представление о нормальном сроке изготовления сруба. Для разных видов построек у плотников разная производительность труда. Разумеется, речь идет о средних размерах построек и средних ценах на них. Чаще всего клиенты заказывают жилые, преимущественно дачные, дома размером от 100 до 150 м2 средней плотности рубки. На втором месте стоят дачные дома меньших размеров – от 50 до 100 м2. Плотность рубки в них обычно выше, поэтому стоят они немного дороже. Бани заказывают не только те, кто строят деревянные дома, но и те, кто рядом с каменным домом хочет поставить традиционно деревянную баню. В том числе, такие бани строят при гостиницах и домах отдыха. При этом стоимость маленькой баньки очень высока. Например, стоимость сруба бани 3х5 с двумя рублеными перегородками может доходить до $300 за 1 м2. Чем больше постройка, тем ниже в ней плотность рубки, тем она дешевле. Хозяйственные постройки стоят дешевле, поскольку рубятся из менее качественной древесины меньшего диаметра. Из возможных элементов благоустройства клиенты заказывают лавочки, постройки для детских площадок и прочее. Здания общественного назначения, как правило, дешевле. Проекты для них подбираются наиболее экономичные, требования заказчика, обычно ниже. В кафе и ресторанах большие помещения обеспечивают низкую плотность рубки. Разумеется, частота заказов различных построек весьма условна, однако позволяет рассчитать средневзвешенную цену – 165,09 долл. за 1 м2. 1.2.2. Расчет средних показателей плана работСоставить детальный план производства работ на данном этапе практически невозможно, да и не имеет смысла. Но поскольку речь идет о расчете необходимого объема оборотных средств и капитальных вложений, ориентировочно предположить, какие объемы работ могут быть выполнены в первый год функционирования предприятия, необходимо. Исходить из представленного перечня возможных видов продукции было бы слишком сложно, а, главное, в подобном прогнозе можно легко ошибиться – ведь заказы носят вероятностный характер, и то, что верно для нескольких лет работы предприятия, может оказаться искаженным для периода в один квартал, а тем более – один месяц. С другой стороны, нам необходимо примерно представлять структуру работ предприятия. Ведь объект, средний срок изготовления которого составляет 6 месяцев, сильно отличается от объекта со сроком изготовления в 3 недели. Такие показатели структуры работ сильно влияют на размер оборотных средств предприятия. Кроме этого, дискретность производства работ влияет не только на финансовые показатели инвестиционного проекта, но и оказывает влияние на дальнейший процесс планирования и организации работ. Для составления календарного плана работ сгруппируем возможные виды продукции исходя из срока их изготовления. В таблице 16 представлены результаты этой группировки. Таблица 16. Усредненные показатели возможных видов построек для составления календарного плана производства работ.
На основании этих показателей мы можем предположить примерную структуру работ в первый год функционирования предприятия. Для каждого вида продукции можем определить примерное распределение объема работ по месяцам (таблица 17). Таблица 17. Распределение объема работ по месяцам изготовления
Исходя из рассчитанных показателей, можно составить примерный календарный график производства работ, основывающийся на вероятном объеме заказов в ответ на рекламу и вероятной структуре работ предприятия. 1.2.3. Календарный план производства продукции по усредненным показателямКалендарный план производства продукции по усредненным показателям составлен с целью планирования размера собственных оборотных средств. Вероятное количество заказов, которые начнут выполняться в тот или месяц, представлены в таблицах 18, 20 и 22. Таблица 18. Вероятное количество заказов в течение первого года функционирования предприятия для стратегии «Лидер»
Количество заказанных построек для стратегии «Лидер довольно велико – более 200. Маловероятно, что это будет соответствовать заключению 200 договоров: в один договор может войти до 10 построек. По структуре договоров конкурентов можно говорить о заключении примерно 50-60 договоров за планируемый период. Это довольно реальная цифра при планируемом уровне PR. На основании начала строительства срубов можно определить вероятный объем работ, планируемый к производству ежемесячно (таблицы 19, 21 и 23). Таблица 19. Вероятный объем работ в течение первого года функционирования предприятия для стратегии «Лидер»
При выбранном графике начала строительства домов ежемесячные объемы работ соответствуют планируемой мощности предприятия. Общий объем производства для стратегии «Лидер» составляет 18 тыс. м2 срубов для первого года функционирования предприятия. При этом нельзя забывать, что между объемом заказов и объемом работ всегда есть различие: объем заказов – определяется количеством подписанных договоров, а выполненный объем работ по этим заказам в тот или иной период времени определятся началом выполнения заказа и сроком его выполнения. Так, объекты, производство которых начато в июне 2003 года могут быть закончены только в сентябре 2003 года и выходят за интервал планирования. Таблица 20. Вероятное количество заказов в течение первого года функционирования предприятия для стратегии «Сильный конкурент»
Количество заказов при стратегии «Сильный конкурент» несколько меньше, чем в предыдущей стратегии – около 150 заказов. По структуре договоров конкурентов можно говорить о заключении примерно 40 договоров за планируемый период. Таблица 21. Вероятный объем работ в течение первого года функционирования предприятия для стратегии «Сильный конкурент»
Вероятный объем работ соответствует планируемой мощности предприятия. Общий объем работ за год соответствует годовому объему работ наиболее сильного конкурента на рынке в первый год его работы – предприятию «Log home Village». Таблица 22. Вероятное количество заказов в течение первого года функционирования предприятия для стратегии «Мелкий субподрядчик»
Для стратегии «Мелкий субподрядчик» планируется начать строительство 52 срубов за планируемый период. Поскольку речь идет в том числе о субподрядных заказах, структура заказов и здесь не будет сильно отличаться от конкурентов. Соответственно около 12-15 договоров за год требуется заключить для обеспечения выполнения этого плана, что вполне реально даже для первого года функционирования предприятия. Таблица 23. Вероятный объем работ в течение первого года функционирования предприятия для стратегии «Мелкий субподрядчик»
Общий объем выполненных работ за планируемый период составит менее 4,5 тыс. м2 срубов, что также является реальным и соответствует планируемой мощности предприятия. На основании составленных графиков производства работ можно определить ежемесячные поступления средств и объем производственных расходов предприятия, по которым рассчитывается требуемый объем собственных оборотных средств предприятия.
|
По порядку: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернутся на главную Вернутся на предыдущую. |