Привлечение инвестиций в производство срубов бревенчатых домов.

   

 

I. Себестоимость продукции и ценообразование

1.1. Планирование себестоимости продукции

1.1.1. Калькуляция затрат на производство

Продукция предприятия довольно-таки однородна, что позволяет планировать себестоимость с высокой точностью. Однако традиционные сметные нормы применять довольно трудно, так как при всей своей однородности в зависимости от проекта дома себестоимость будет колебаться довольно значительно. Поэтому для расчета себестоимости предлагается использовать детальные калькуляции затрат по их статьям: материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов и накладные расходы.

Расчет материальных затрат складывается из нескольких пунктов, представленных в таблице 1.

Таблица 4. Калькуляция затрат на материалы

Конструкция или вид работ

Наименование материала

Ед. изм

К-во

Цена

Стоимость

Изготовление профиля

 

м3

 

 

 

Наружные стены

Круглый лес

м3

 

 

 

Внутренние стены

Круглый лес

м3

 

 

 

Франтон

Круглый лес

м3

 

 

 

Слеги и конек крыши

Круглый лес

м3

 

 

 

Потолочные балки

Брус

м3

 

 

 

Стропила

Доска обрезная

м2

 

 

 

Половые балки

Брус

м3

 

 

 

Архитектурные срезы

Круглый лес

м3

 

 

 

Столбы

Круглый лес

м3

 

 

 

Парапеты

Доска обрезная

м3

 

 

 

Балясины

Брус

м3

 

 

 

Причелины

Доска обрезная

м3

 

 

 

Леса

Доска необрезная

м3

 

 

 

Пропитка бревен антисептиком

Антисептик

л

 

 

 

Разметка деталей

Маркеры

шт

 

 

 

Упаковка разобранного сруба

Крепеж

пог. м

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Расчет потребного количества материалов ведется исходя из рабочих чертежей сруба.

Расчет заработной платы рабочих основного производства приведен в таблице 2. Кроме затрат на оплату труда, в калькуляции рассчитывается трудоемкость изготовления сруба для определения сроков производства работ.

По проведенному расчету определяется:

-         время изготовления сруба, час;

-         время изготовления сруба, дней – для расчета стоимости эксплуатации машин и механизмов;

-         время изготовления сруба, недель – для определения сроков выполнения договора.

Расчет ведется исходя из численности бригады плотников.

Расчет стоимости эксплуатации машин и механизмов приведен в таблице 3.

 


 

Таблица 5. Калькуляция затрат на основную заработную плату.

Вид работ

Ед. изм

Расценка

Норма затрат труда, ч-часа

К-во

ЗП

Трудоемкость

Окорка и острожка бревен

бревен

2.00

1.500

 

 

 

Обвяз сруба

 

 

 

 

 

 

Выставление первого венца

1 прямоугольник

24.00

8.000

 

 

 

Протеска нижнего венца

пог. м

0.83

0.333

 

 

 

Изготовление стыков обвяза

1 стык

2.50

1.000

 

 

 

Рубка стен

 

 

 

 

 

 

Рубка прямых чашек

1 чашка

5.00

2.000

 

 

 

Рубка "косых" чашек

1 чашка

7.50

3.000

 

 

 

Рубка углов "в лапу"

1 угол

3.00

1.500

 

 

 

Рубка в пол-чашки

1 угол

2.50

1.000

 

 

 

Рубка паза

пог.м

0.83

0.333

 

 

 

Шкантовка бревен

1 шкант

0.35

0.200

 

 

 

Обработка проемов

 

 

 

 

 

 

Торцовка проемов вертикальная

пог. м

0.42

0.167

 

 

 

Торцовка проемов горизонтальная

пог. м

0.83

0.333

 

 

 

Протеска проемов

пог.м периметра

3.75

1.000

 

 

 

Изготовление рубленых фронтонов

 

 

 

 

 

 

Рубка чашек

1 чашка

5.00

2.000

 

 

 

Рубка паза

пог. м

0.83

0.333

 

 

 

Врезание слег и конька

шт

10.00

4.000

 

 

 

Опиловка фронтона

пог. м

1.00

0.333

 

 

 

Врезание потолочных балок

шт

1.00

0.500

 

 

 

Изготовление конструкций крыши

 

 

 

 

 

 

Врезание стропил

шт

1.00

0.500

 

 

 

Протеска слег

пог.м

0.83

0.333

 

 

 

Протеска конька

пог.м

1.67

0.667

 

 

 

Изготовление штроб

пог. м

1.25

0.500

 

 

 

Конструкции пола

 

 

 

 

 

 

Врезание половых балок

шт

1.00

0.500

 

 

 

Вертикальная опиловка углов

пог. м

0.42

0.167

 

 

 

Архитектурные срезы

шт

1.25

0.500

 

 

 

Врубка столбов

шт

10.00

4.000

 

 

 

Опиловка радиальная

пог. м

1.25

0.333

 

 

 

Установка лесов

пог. м

0.25

0.333

 

 

 

Разметка деталей и разборка сруба

куб. м

5.00

1.000

 

 

 

Изготовление резных элементов

 

 

 

 

 

 

Столбы

пог.м

20

1.000

 

 

 

Парапеты

кв.м

18

1.000

 

 

 

Балясины

шт

2

1.000

 

 

 

Причелины

пог.м

4

1.000

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Таблица 6. Калькуляция затрат на  эксплуатацию машин и механизмов

Наименование затрат

Затраты

 

 

Амортизация пил

 

 

Амортизация рубанков

 

 

Амортизация перфоратора

 

 

Амортизация погрузчика (крана)

 

 

Бензин

 

 

Масло

 

 

Масло в бензин

 

 

З/П водителя погрузчика (крановщика)

 

 

Резерв

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

Расчет амортизации погрузчика (крана, кран-балки) ведется исходя из количества бригад, которые он обслуживает.

Амортизация пил и рубанков выплачивается рабочим, которые работают своим инструментом.

Расчет накладных расходов должен производится исходя из их фактического (планируемого) размера на все предприятие с учетом количества одновременно стоящихся срубов. Для целей ценообразования лучше всего учитывать накладные расходы как определенный процент от прямых затрат.

Кроме всего прочего, в накладные расходы должна быть включена сумма страховых взносов для страхования сруба от форс-мажорных рисков.

Такой детальный расчет себестоимости позволяет не только определить затраты с целью формирования цены, но и спланировать потребное количество ресурсов – материальных, денежных, трудовых; построить графики финансирования работ в случае большого заказа, рассчитать размер аванса – в случае небольшого заказа.

1.1.2. Нормы и расценки на оплату труда рабочих

Поскольку стоимость рабочей силы меняется в зависимости от ситуации на рынке, для расчета заработной платы должны применяться гибкие нормы и расценки на оплату труда.

Приведенные в таблице 4 нормы и расценки были определены в нормальных производственных условиях и опробованы на производстве нескольких срубов.

Данные расценки рассчитаны исходя из стоимости изготовления одной круглой чашки, традиционной для плотников единицы измерения. Все остальные нормы и расценки привязаны к стоимости чашки и могут быть легко пересчитаны в случае изменения стоимости изготовления чашки. Кроме этого, поправка на диаметр бревна позволяет быстро пересчитать расценки в случае с использованием бревен большего или меньшего диаметра.

Сложность работ указывает на то, какие работы могут выполнять подсобные рабочие и ученики, а какие – только плотники более высокой квалификации, такие как радиальная опиловка, выборка под обналичку, выставление первого венца.

Детальные нормы и расценки на оплату труда позволяют справедливо оценивать труд плотников, не делить заказы на выгодные или невыгодные, сводят на нет конфликты между бригадами и внутри бригад. Кроме этого, на основании норм строится учет фактически выполненного объема работ и решается проблема авансирования аккордного задания в процессе его выполнения.

 

Таблица 7. Определение норм и расценок на оплату труда рабочих основного производства.

Вид работ

Ед. изм

Норма затрат труда, ч-час

Слож-ность

Поправка на диаметр бревна

Норма затрат труда, ч-час, с поправкой

Расценка, $

Окорка и острожка бревен

1 бревно

1.50

0.53

1.00

1.50

2.00

Выставление первого венца

1 прямоугольник

8.00

1.2

1.00

8.00

24.00

Рубка чашек прямых

1 чашка

2.00

1

1.00

2.00

5.00

Рубка чашек "косых"

1 чашка

3.00

1

1.00

3.00

7.50

Рубка "в пол-чашки"

1 чашка

1.00

1

1.00

1.00

2.50

Рубка углов "в лапу"

1 угол

1.50

0.8

1.00

1.50

3.00

Чашка столбовая

1 чашка

2.00

1

1.00

2.00

5.00

Врезание слег и конька

шт

4.00

1

1.00

4.00

10.00

Врезка прямоугольная

шт

0.50

0.8

1.00

0.50

1.00

Изготовление стыков "ласточкин хвост"

1 стык

1.00

1

1.00

1.00

2.50

Рубка паза

пог. м

0.33

1

1.00

0.33

0.83

Шкантовка бревен

1 шкант

0.2

0.7

1.00

0.20

0.35

Торцовка стен и проемов

пог. м

0.17

1

1.00

0.17

0.42

Протеска бревен горизонтальная

пог. м

0.33

1

1.00

0.33

0.83

Опиловка косая

пог. м

0.33

1.2

1.00

0.33

1.00

Опиловка радиальная

пог. м

0.33

1.5

1.00

0.33

1.25

Выборка под обналичку, двухсторонняя

пог.м периметра

1.00

1.5

1.00

1.00

3.75

Пропилка штроб

пог. м

0.50

1

1.00

0.50

1.25

Архитектурные срезы

шт

0.50

1

1.00

0.50

1.25

Установка лесов

пог. м

0.33

0.3

1.00

0.33

0.25

Разметка деталей и разборка сруба

куб. м

1.00

2

1.00

1.00

5.00

 

1.2. Ценообразование

1.2.1. Ценовая политика конкурентов. Достоинства и недостатки

Большинство конкурентов единодушны в своей ценовой политике – они исходят из стоимости квадратного метра сруба. В крайнем случае, ведется расчет необходимых материалов, заработная плата исчисляется также исходя из цены одного квадратного метра, после этого на полученную цифру «накручивается» определенный процент. В то время как заказчик не только готов работать по детальным сметам, но и предпочитает именно этот вариант.

В результате такой ценовой политики не раз предприятия оказывались в накладе, с одной стороны, и теряли заказы из-за их высокой стоимости – с другой. Проведенный анализ себестоимости срубов показал, что в зависимости от архитектурного проекта сруба при одинаковых накладных расходах и плановых накоплениях цена может колебаться от 105 до 200 долл. за 1м2 сруба. Одноэтажные дома, дома с большим количеством рубленых перегородок, маленькие домики и баньки стоят намного дороже, чем дома с просторными комнатами и мансардным этажом. Например, при добавлении мансардного этажа площадь дома можно увеличить в 1,4-1,7 раза, добавив всего несколько венцов и изменив угол наклона кровли, т.е. увеличив себестоимость всего 10-12%.

Достоинством ценовой политики является возможность быстро назвать заказчику стоимость сруба, но, как не странно, в отсутствии базы для расчета себестоимости, предприятия начинают вести переговоры о цене не ранее чем через неделю после получения эскизного проекта.

Подобная ценовая политика может быть выгодна для заказчика в случае «дорогого» заказа, и выгодна предприятию в случае заказа «дешевого».

Очень небольшое количество предприятий рассчитывают сметную стоимость сруба (в Санкт-Петербурге – всего одно), и такая политика оправдана – для заказчика является несомненным плюсом ведение переговоров о цене в разрезе сметной стоимости. Кроме того, что заказчик видит, за что он платит деньги, при работе со сметной стоимостью речь может идти о снижении расходов заказчика при изменении проекта (замена рубленых перегородок каркасными, изменение планировки и проч.).

1.2.2. Анализ цен, сложившихся на рынке.

Предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в Москве и других городах России практически нет (или информация о них отсутствует в широкодоступных источниках). Есть предприятия, которые могут произвести сруб требуемого качества, но они затрудняются определить цену, поскольку никогда подобных заказов не выполняли. В то время как на рынке Санкт-Петербурга эти предприятия представлены довольно широко и работают по довольно-таки устойчивым ценам.

Цены на продукцию наиболее крупных из них представлены в таблице 5.

Таблица 8. Цены основных конкурентов

Название

Цена,
$ за 1 м
2

Примечание

«Русский дом»

180

Высокое качество. В настоящий момент работает на московском и норвежском рынках

«Log home Village»

170

Работает на московском рынке. Лидер среди петербургских предприятий

«Викар прим»

150

В среднем, работает по сметной стоимости, не очень высокое качество. Работает только с норвежскими дилерами.

«Усадьба»

160

Специализируется на домах из оцилиндрованных бревен. Дома ручного производства поставляет на московский рынок и рынок Германии

«Плотник»

150

Работает на рынке Петербурга и области. Средний уровень качества.

«Русь»

200

Работает на рынке Петербурга и области. Делает дома «под ключ» по очень высокой цене и с высоким уровнем качества

Средняя

168

Цена взвешена по годовому объему работ предприятий

Коэффициент вариации

8,9%

Показатель среднего разброса цены

 

Не смотря на значительные отклонения в себестоимости продукции в зависимости от архитектурного проекта, разброс цен не велик – между максимальной и минимальной ценой разброс составляет всего 30%, средний же разброс – всего около 9% от средней цены. На это есть определенные причины:

1.       При работе на рынке Петербурга и области цена не может быть поднята выше, это сильно скажется на платежеспособном спросе.

2.       При работе с западноевропейскими дилерами речь идет о жесткой конкуренции и ограниченном количестве вовлеченных в аналогичное производство постоянных заказчиков. Они осведомлены обо всех предприятиях, которые работают в Петербурге и выбирают наиболее выгодные для себя условия.

Таким образом, при выборе ценовой политики необходимо руководствоваться ценами, предлагаемыми конкурентами, однако не стоит принимать в расчет «коллективную мудрость отрасли», так как ни одно из названных предприятий не имеет в своем штате экономиста, и только в фирме «Усадьба» имеются дипломированные инженеры-строители.

1.2.3. Обоснование выбранной ценовой политики

Основная концепция ценовой политики:

1.       Цена формируется затратным методом, с одной стороны, и корректируется исходя из требований рынка, с другой.

2.       В себестоимость продукции включаются страховые резервы в размере 5-7% от прямых затрат на покрытие непредвиденных расходов – собственный страховой фонд предприятия.

3.       Формирование затрат является прозрачным для заказчика.

4.       Авансирование заказа для небольших объемов осуществляется в размере 50% от цены заказа. Крупный единичный заказ авансируется дважды: 35% до начала строительства и 35% - при выполнении половины (2/3) объема работ. Заказы, состоящие из нескольких объектов (этапов) работ авансируются по расчетным графикам финансирования.

5.       Жесткая политика по отношению к соблюдению условий договора заказчиком.

6.       Для стимулирования постоянных клиентов целесообразно использовать скидки (не более чем на сумму постоянной части накладных расходов).

Как было сказано выше, заказчик не только готов работать с ценами, исходящими из сметной стоимости продукции, но и отдает предпочтение этому методу. Это не только обезопасит предприятие от убытков, но и может привлечь крупного заказчика. Для дилера, особенно западноевропейского, возможна работа с двумя предприятиями – для дорогих заказов с теми, кто работает по фиксированной цене, для дешевых – с нашим предприятием. Кроме этого, прозрачность формирования затрат для заказчика позволяет, как уже говорилось, корректировать проект с целью снижения цены и наоборот. Зная, за что он платит деньги, заказчик скорей согласится с ценой, чем если эта цена представляется ему черным ящиком.

Создание собственного страхового фонда может покрыть убытки от возможных рисков, как форс-мажорных, которые не могут быть покрыты страховой компанией, так и рыночных. Кроме этого, заложенные в цену страховые взносы скорей привлекут заказчика, чем оттолкнут его, поскольку это демонстрация долгосрочности планов и профессионализма предприятия.

Авансирование заказа – это не только способ работать на заемных оборотных средствах, это еще и подтверждение серьезности намерений заказчика. Не только отечественный рынок, но и западноевропейский позволяет говорить о недобросовестности заказчиков. И если заказчик всегда прав, то он всегда прав, только заплатив деньги. Жесткая политика по отношению к заказчику и требование от него соблюдения условий договора – надежная страховка от его недобросовестности и финансовой несостоятельности. При этом в строительстве принята практика ведения работ за счет средств заказчика, с небольшими собственными оборотными средствами предприятия.

Неправильное составления графиков авансирования может повлечь за собой не только несоблюдение сроков строительства, но и полное разорение предприятия, особенно в первый год его работы.

Задержка платежа заказчика приносит предприятию довольно значительные убытки. Большинство из них являются косвенными, и в нашей стране, где не принято считать деньги, никто не обращает на них внимания. В то время как это и проценты по краткосрочным кредитам банков, и оплата простоев рабочих, и затягивание сроков строительства, и недополученная прибыль от использования производственных мощностей, и увеличение доли постоянных затрат в себестоимости, и налоги, и многое другое. Жесткая политика по отношению к заказчику, конечно, может повлечь за собой потерю клиентов, однако цель предприятия не получение заказов любой ценой, а извлечение из них прибыли.

 

 

 

 

По порядку:
Вернутся на главную   Вернутся на предыдущую.
Rambler's Top100   

 

Сайт управляется системой uCoz