Привлечение инвестиций в производство срубов бревенчатых домов.
I. Себестоимость продукции и ценообразование1.1. Планирование себестоимости продукции1.1.1. Калькуляция затрат на производствоПродукция предприятия довольно-таки однородна, что позволяет планировать себестоимость с высокой точностью. Однако традиционные сметные нормы применять довольно трудно, так как при всей своей однородности в зависимости от проекта дома себестоимость будет колебаться довольно значительно. Поэтому для расчета себестоимости предлагается использовать детальные калькуляции затрат по их статьям: материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов и накладные расходы. Расчет материальных затрат складывается из нескольких пунктов, представленных в таблице 1. Таблица 4. Калькуляция затрат на материалы
Расчет потребного количества материалов ведется исходя из рабочих чертежей сруба. Расчет заработной платы рабочих основного производства приведен в таблице 2. Кроме затрат на оплату труда, в калькуляции рассчитывается трудоемкость изготовления сруба для определения сроков производства работ. По проведенному расчету определяется: - время изготовления сруба, час; - время изготовления сруба, дней – для расчета стоимости эксплуатации машин и механизмов; - время изготовления сруба, недель – для определения сроков выполнения договора. Расчет ведется исходя из численности бригады плотников. Расчет стоимости эксплуатации машин и механизмов приведен в таблице 3.
Таблица 5. Калькуляция затрат на основную заработную плату.
Таблица 6. Калькуляция затрат на эксплуатацию машин и механизмов
Расчет амортизации погрузчика (крана, кран-балки) ведется исходя из количества бригад, которые он обслуживает. Амортизация пил и рубанков выплачивается рабочим, которые работают своим инструментом. Расчет накладных расходов должен производится исходя из их фактического (планируемого) размера на все предприятие с учетом количества одновременно стоящихся срубов. Для целей ценообразования лучше всего учитывать накладные расходы как определенный процент от прямых затрат. Кроме всего прочего, в накладные расходы должна быть включена сумма страховых взносов для страхования сруба от форс-мажорных рисков. Такой детальный расчет себестоимости позволяет не только определить затраты с целью формирования цены, но и спланировать потребное количество ресурсов – материальных, денежных, трудовых; построить графики финансирования работ в случае большого заказа, рассчитать размер аванса – в случае небольшого заказа. 1.1.2. Нормы и расценки на оплату труда рабочихПоскольку стоимость рабочей силы меняется в зависимости от ситуации на рынке, для расчета заработной платы должны применяться гибкие нормы и расценки на оплату труда. Приведенные в таблице 4 нормы и расценки были определены в нормальных производственных условиях и опробованы на производстве нескольких срубов. Данные расценки рассчитаны исходя из стоимости изготовления одной круглой чашки, традиционной для плотников единицы измерения. Все остальные нормы и расценки привязаны к стоимости чашки и могут быть легко пересчитаны в случае изменения стоимости изготовления чашки. Кроме этого, поправка на диаметр бревна позволяет быстро пересчитать расценки в случае с использованием бревен большего или меньшего диаметра. Сложность работ указывает на то, какие работы могут выполнять подсобные рабочие и ученики, а какие – только плотники более высокой квалификации, такие как радиальная опиловка, выборка под обналичку, выставление первого венца. Детальные нормы и расценки на оплату труда позволяют справедливо оценивать труд плотников, не делить заказы на выгодные или невыгодные, сводят на нет конфликты между бригадами и внутри бригад. Кроме этого, на основании норм строится учет фактически выполненного объема работ и решается проблема авансирования аккордного задания в процессе его выполнения.
Таблица 7. Определение норм и расценок на оплату труда рабочих основного производства.
1.2. Ценообразование1.2.1. Ценовая политика конкурентов. Достоинства и недостаткиБольшинство конкурентов единодушны в своей ценовой политике – они исходят из стоимости квадратного метра сруба. В крайнем случае, ведется расчет необходимых материалов, заработная плата исчисляется также исходя из цены одного квадратного метра, после этого на полученную цифру «накручивается» определенный процент. В то время как заказчик не только готов работать по детальным сметам, но и предпочитает именно этот вариант. В результате такой ценовой политики не раз предприятия оказывались в накладе, с одной стороны, и теряли заказы из-за их высокой стоимости – с другой. Проведенный анализ себестоимости срубов показал, что в зависимости от архитектурного проекта сруба при одинаковых накладных расходах и плановых накоплениях цена может колебаться от 105 до 200 долл. за 1м2 сруба. Одноэтажные дома, дома с большим количеством рубленых перегородок, маленькие домики и баньки стоят намного дороже, чем дома с просторными комнатами и мансардным этажом. Например, при добавлении мансардного этажа площадь дома можно увеличить в 1,4-1,7 раза, добавив всего несколько венцов и изменив угол наклона кровли, т.е. увеличив себестоимость всего 10-12%. Достоинством ценовой политики является возможность быстро назвать заказчику стоимость сруба, но, как не странно, в отсутствии базы для расчета себестоимости, предприятия начинают вести переговоры о цене не ранее чем через неделю после получения эскизного проекта. Подобная ценовая политика может быть выгодна для заказчика в случае «дорогого» заказа, и выгодна предприятию в случае заказа «дешевого». Очень небольшое количество предприятий рассчитывают сметную стоимость сруба (в Санкт-Петербурге – всего одно), и такая политика оправдана – для заказчика является несомненным плюсом ведение переговоров о цене в разрезе сметной стоимости. Кроме того, что заказчик видит, за что он платит деньги, при работе со сметной стоимостью речь может идти о снижении расходов заказчика при изменении проекта (замена рубленых перегородок каркасными, изменение планировки и проч.). 1.2.2. Анализ цен, сложившихся на рынке.Предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в Москве и других городах России практически нет (или информация о них отсутствует в широкодоступных источниках). Есть предприятия, которые могут произвести сруб требуемого качества, но они затрудняются определить цену, поскольку никогда подобных заказов не выполняли. В то время как на рынке Санкт-Петербурга эти предприятия представлены довольно широко и работают по довольно-таки устойчивым ценам. Цены на продукцию наиболее крупных из них представлены в таблице 5. Таблица 8. Цены основных конкурентов
Не смотря на значительные отклонения в себестоимости продукции в зависимости от архитектурного проекта, разброс цен не велик – между максимальной и минимальной ценой разброс составляет всего 30%, средний же разброс – всего около 9% от средней цены. На это есть определенные причины: 1. При работе на рынке Петербурга и области цена не может быть поднята выше, это сильно скажется на платежеспособном спросе. 2. При работе с западноевропейскими дилерами речь идет о жесткой конкуренции и ограниченном количестве вовлеченных в аналогичное производство постоянных заказчиков. Они осведомлены обо всех предприятиях, которые работают в Петербурге и выбирают наиболее выгодные для себя условия. Таким образом, при выборе ценовой политики необходимо руководствоваться ценами, предлагаемыми конкурентами, однако не стоит принимать в расчет «коллективную мудрость отрасли», так как ни одно из названных предприятий не имеет в своем штате экономиста, и только в фирме «Усадьба» имеются дипломированные инженеры-строители. 1.2.3. Обоснование выбранной ценовой политикиОсновная концепция ценовой политики: 1. Цена формируется затратным методом, с одной стороны, и корректируется исходя из требований рынка, с другой. 2. В себестоимость продукции включаются страховые резервы в размере 5-7% от прямых затрат на покрытие непредвиденных расходов – собственный страховой фонд предприятия. 3. Формирование затрат является прозрачным для заказчика. 4. Авансирование заказа для небольших объемов осуществляется в размере 50% от цены заказа. Крупный единичный заказ авансируется дважды: 35% до начала строительства и 35% - при выполнении половины (2/3) объема работ. Заказы, состоящие из нескольких объектов (этапов) работ авансируются по расчетным графикам финансирования. 5. Жесткая политика по отношению к соблюдению условий договора заказчиком. 6. Для стимулирования постоянных клиентов целесообразно использовать скидки (не более чем на сумму постоянной части накладных расходов). Как было сказано выше, заказчик не только готов работать с ценами, исходящими из сметной стоимости продукции, но и отдает предпочтение этому методу. Это не только обезопасит предприятие от убытков, но и может привлечь крупного заказчика. Для дилера, особенно западноевропейского, возможна работа с двумя предприятиями – для дорогих заказов с теми, кто работает по фиксированной цене, для дешевых – с нашим предприятием. Кроме этого, прозрачность формирования затрат для заказчика позволяет, как уже говорилось, корректировать проект с целью снижения цены и наоборот. Зная, за что он платит деньги, заказчик скорей согласится с ценой, чем если эта цена представляется ему черным ящиком. Создание собственного страхового фонда может покрыть убытки от возможных рисков, как форс-мажорных, которые не могут быть покрыты страховой компанией, так и рыночных. Кроме этого, заложенные в цену страховые взносы скорей привлекут заказчика, чем оттолкнут его, поскольку это демонстрация долгосрочности планов и профессионализма предприятия. Авансирование заказа – это не только способ работать на заемных оборотных средствах, это еще и подтверждение серьезности намерений заказчика. Не только отечественный рынок, но и западноевропейский позволяет говорить о недобросовестности заказчиков. И если заказчик всегда прав, то он всегда прав, только заплатив деньги. Жесткая политика по отношению к заказчику и требование от него соблюдения условий договора – надежная страховка от его недобросовестности и финансовой несостоятельности. При этом в строительстве принята практика ведения работ за счет средств заказчика, с небольшими собственными оборотными средствами предприятия. Неправильное составления графиков авансирования может повлечь за собой не только несоблюдение сроков строительства, но и полное разорение предприятия, особенно в первый год его работы. Задержка платежа заказчика приносит предприятию довольно значительные убытки. Большинство из них являются косвенными, и в нашей стране, где не принято считать деньги, никто не обращает на них внимания. В то время как это и проценты по краткосрочным кредитам банков, и оплата простоев рабочих, и затягивание сроков строительства, и недополученная прибыль от использования производственных мощностей, и увеличение доли постоянных затрат в себестоимости, и налоги, и многое другое. Жесткая политика по отношению к заказчику, конечно, может повлечь за собой потерю клиентов, однако цель предприятия не получение заказов любой ценой, а извлечение из них прибыли.
|
По порядку: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернутся на главную Вернутся на предыдущую. |