Расширение производства и увеличение продаж новейшего медицинского препарата.
Как отмечалось в предыдущем разделе, существует тенденция к сокращению выпуска активированного угля. Учитывая высокую эффективность и низкую стоимость, Полисорб вполне может претендовать на рыночную долю активированного угля. Чтобы не упустить наметившуюся возможность необходимо проведение активной рекламной кампании Полисорба. Таблица 3. АТС-структура российского производства в 2001 году.
Как видно из таблицы, группы препаратов, к которым можно отнести Полисорб МП: «Препараты для лечения заболеваний пищеварительного тракта» и «Прочие препараты» занимают существенную долю рынка и имеют рост производства в денежном выражении. Очень перспективным препаратом является Полисорб ВП. Так как он не имеет аналогов, то рынок его мало изучен. Объемы рынка можно оценить лишь приблизительно. Как предполагается, основными потребителями Полисорба ВП станут птицефабрики и свинокомплексы. В настоящее время уже поставлены первые партии препарата на предприятия: ООО «Равис – птицефабрика «Сосновская»» Челябинской обл., ЗАО «Чебаркульская птица» Челябинской обл., птицефабрика «Сибирская» Омской обл., на свиноводческом комплексе «Красногорский» Челябинской обл. Полисорб ВП вызывает огромный интерес у специалистов. Применение его в небольших количествах обеспечивает увеличение привеса животных и улучшение качества мяса. Затраты Полисорба ВП: 1 – 2 г на курицу или 1 – 1,5 кг на поросенка за период их выращивания. Таблица 4. Данные о производстве животноводческой продукции.
Источник: Госкомстат РФ Исходя из данных, приведенных в таблице выше, Полисорба ВП для выращивания кур в 2000 году потребовалось бы 129 тонн/год, для выращивания свиней 24362 тонны/год. 1. Общий объем розничных продаж энтеросорбентов в России в 2001 году составлял 11 млн. долл. 2. 25-30% продаж Полисорба МП приходится на региональный рынок Челябинской области, остальное – продается по России. 3. Учитывая высокую эффективность препарата Полисорб МП и невысокую стоимость курса лечения, а также ослабевающие позиции основного конкурента – активированного угля, Полисорб МП может претендовать на долю рынка активированного угля (в 2001 году активированного угля было продано на 4,4 млн. долл.). 4. Полисорб МП можно отнести по классификации АТС к препаратам для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и прочим препаратам. Объемы продаж на этих двух сегментах рынка медицинских препаратов увеличиваются на 6-83% в год. 5. Рентабельность продаж Смекты 50-70%, активированного угля – менее 20%. В ходе реализации данного проекта планируется достигнуть рентабельности продаж Полисорба в 50-70%. 6. Полисорб МП обладает необходимыми условиями рыночного успеха – уникальностью и новизной. 7. Создание брэнда Полисорб МП на российском рынке – это инвестиции, которые позволят получить значительную прибыль в будущем. 8. Очень перспективным препаратом является Полисорб ВП. Так как он не имеет аналогов, то рынок его мало изучен. Объемы рынка оцениваются приблизительно в 25 тыс. тонн в год. Покупателями препарата Полисорб МП являются: 1. Крупные дистрибьюторы (Протек, СИА Интернэшнл и т.д.). 2. Аптеки. 3. Больницы. 4. Индивидуальные покупатели. Требования к препарату у различных групп покупателей отличаются. Далее в таблице приведены основные требования, предъявляемые покупателями к препарату. Таблица 5. Основные требования, предъявляемые покупателями к препарату.
Чтобы удовлетворить требования потребителей, Полисорб МП выпускается в различных упаковках: o Герметичный пакет в картонной коробке (масса 50 г); o Пластиковые банки (масса 35-25 г); o Одноразовый пакет (масса 1 г). Для многих потребителей важен срок хранения препарата. Полисорб может храниться без потери свойств 5 лет. Конкурирующие препараты: Смекта – 4 года, активированный уголь – 2 года. Гибкие условия поставок и оплаты, предлагаемые оптовым покупателям, позволили ЗАО «Полисорб» наладить сотрудничество с крупнейшими в России дистрибьюторами лекарственных средств. В следующей таблице перечислены покупатели ЗАО «Полисорб», входящие в рейтинг российских фармацевтических дистрибьюторов. Условия оплаты у ЗАО «Полисорб» могут быть разные – от предоплаты до отсрочки платежа на 3 месяца. Все зависит от надежности покупателя, размера партии.
Таблица 6. Фрагмент рейтинга российских фармацевтических дистрибьюторов[1].
Как видно из таблицы, ЗАО «Полисорб» сотрудничает с четырьмя из пяти крупнейших фармдистрибьюторов в России, а так же с крупнейшими межрегиональными и региональными дистрибьюторами. Как правило, крупные покупатели закупают препарат 1-2 раза в месяц. Конечные потребители Полисорба не однородны по своему составу. Рынок конечных потребителей можно разделить на сегменты. Основой сегментации являются следующие переменные факторы: уровень доходов, возраст, повод для совершения покупки, искомые выгоды. Лекарственные препараты и в том числе – сорбенты, покупают лица старше17 лет, для потребителей младше 17 лет лекарства, в том числе сорбенты приобретают их родители. Разделим всех покупателей на следующие основные группы: Таблица 7. Сегментация конечных потребителей.
Сегмент 1-4 (сегменты 17-20, сегменты 33-36) – «Рядовые» потребители - это обычные потребители, покупающие медпрепараты, когда в них возникает необходимость (обычно, кризисная покупка) и имеющие минимальный запас лекарств в домашней аптечке. Сегменты 5-8 (сегменты 21-24, сегменты 37-40) - «Постоянно заботящиеся» - это потребители, которые ответственно относятся к состоянию собственного здоровья и здоровья близких им людей. Сегменты 9-12 (сегменты 25-28, сегменты 41-44) - «Проблемные» - это потребители, приобретающие препарат, ввиду возникновения какой-либо проблемы, носящей как случайный, так и систематический характер. Например, это: А) люди, выезжающие в командировку, на отдых, туристы; Б) те, кто сильно страдает с похмелья, лица со слабым желудком, вынужденные посещать мероприятия с обильным угощением. Сегменты 13-16 (сегменты 29-32, сегменты 45-48) - «Сталкеры» - потребители, находящиеся в условиях (условно экстремальных), которые вынуждены часто пользоваться подобными средствами, либо постоянно иметь их под рукой. Это могут быть потребители, проживающие в местах с неблагоприятной экологией, плохим качеством воды, с высоким риском возникновения и передачи инфекционных заболеваний, контактирующие в процессе работы и жизни с источниками возможной инфекции, рискующие в процессе работы получить какую-либо травму. (Такие местности – южные регионы страны; люди таких профессий, как: лесорубы, геологи, рыбаки, старатели, нефтяники, «дальнобойщики» и т.д.) Рассмотрим сегменты по приоритетам и возможности их объединения: Новаторы на данном рынке - «Постоянно заботящиеся» - сегменты 5-8, 21-24, 37-40, (вполне вероятно, что сегменты 21-24, 37-40 - суперноваторы), и это необходимо учесть в продвижении товаров на региональных рынках и разработке рекламы. В ряду ранних последователей (раннего большинства), пребывает существенно большая часть покупателей из сегментов 9-12, 25-28, 41-44, то есть «Проблемные» потребители, а также сегмент 45 - 48 из «Сталкеров». Группу поздних последователей (позднего большинства) составляют представители «Рядовых» потребителей, а также «Сталкеров» (сегменты 13-16, 29-32). На спрос индивидуальных потребителей влияние оказывает: o реклама o мнение и советы родни, друзей и знакомых o наличие товара в розничной сети o имидж товара Препарат Полисорб обладает рядом уникальных качеств: отличие от остальных энтеросорбентов, Полисорб МП обладает мощными антиоксидантными свойствами, то есть останавливает процессы старения и снижает риск возникновения онкологических заболеваний. Кроме того, установлено адаптогенное действие Полисорба: прием препарата способствует повышению устойчивости организма к неблагоприятным экологическим условиям, инфекциям и т.д. Уникальные свойства обеспечивают Полисорбу малую эластичность спроса по цене. Кроме того, лекарственные сорбенты не занимают большой доли семейного бюджета потребителя, это тоже делает возможным изменение цены без существенного влияния на спрос. Как планируется, через 3 года с момента начала финансирования данного проекта, товар станет известным общенациональным лекарственным средством, а емкость рынка увеличится, поскольку даже низкодоходные слои населения будут постепенно переходить на более эффективные лекарственные формы. Ветеринарный Полисорб имеет следующие основные качества, в которых нуждаются потребители: 1. Применение препарата позволяет лечить широкий спектр заболеваний у животных: интоксикации любого генеза, используется для профилактики и лечения микотоксикозов, желудочно-кишечных заболеваний, выведения из организмов животных ядов любого происхождения. Полисорб ВП обладает антиоксидантными свойствами, является уникальным высокоэффективным не имеющим аналогов энтеросорбентом. 2. Полисорб прост и удобен в применении. 3. Полисорб ВП расфасовывается в крупные упаковки. 4. Применение Полисорба ВП в животноводстве позволяет увеличить привесы и повысить качество мяса. 1. В зависимости от нужд покупателей требуется различный объем упаковки препарата. Полисорб МП выпускается в упаковках массой от 1 до 50 г. 2. Среди аналогов Полисорб обладает самым длительным сроком хранения – 5 лет. 3. Поставки препарата могут осуществляться с любой частотой. Условия оплаты: от предоплаты до отсрочки платежа на 3 месяца. 4. Потенциальными потребителями препарата являются все жители России, независимо от пола, возраста и уровня доходов. Тем не менее, рынок конечных потребителей можно разделить на сегменты по уровню доходов, возрасту, поводу для совершения покупки, искомым выгодам. Сегментация рынка позволяет лучше понять мотивы покупки Полисорба. 5. Часто приобретают препарат лица, постоянно заботящиеся о своем здоровье и лица, постоянно находящиеся в неблагоприятных для жизни условиях (неблагоприятная экология, вредное производство и т.п.). 6. Цена мало влияет на спрос потребителей почти во всех сегментах рынка. Это связано с уникальностью препарата и низкой долей затрат на лекарственные сорбенты в бюджете конечных потребителей. 7. Существенным для потребителей качеством товара является его известность. Именно по этому большинство потребителей до сих пор отдают свое предпочтение неэффективному и устаревшему активированному углю. Проведение масштабной рекламной кампании будет способствовать значительному росту продаж Полисорба. 8. Полисорб ВП является уникальным энтеросорбентом, применение его в животноводстве позволяет увеличить привесы и повысить качество мяса. На рынке энтеросорбентов действуют несколько ведущих производителей. Таблица 8. Основные конкуренты ЗАО «Полисорб».
Основной характеристикой энтеросорбентов является сорбционная емкость. Как будет показано ниже, Полисорб обладает самой высокой сорбционной емкостью среди всех конкурентов. Высокая сорбционная емкость обеспечивает низкую стоимость курса лечения препаратом. Сравнительная стоимость курса лечения (5 дней) различными энтеросорбентами приведена в следующей таблице.
Таблица 9. Сравнительная характеристика энтеросорбентов.
Как видно из таблицы, в целом, стоимость курса лечения различными энтеросорбентами сопоставима. Но, с учетом наибольшей сорбционной емкости Полисорба МП, его высокой скорости адсорбции, т.е. более выраженного лечебного эффекта и более быстрого достижения конечного результата, существует и лечебная, и экономическая целесообразность применения Полисорба МП. На рисунке показаны позиции энтеросорбентов по двум основным параметрам: цена за курс лечения (левая шкала) и сорбционная емкость (диаметр окружности). Из рисунка видно, что Полисорб является наиболее эффективным и недорогим энтеросорбентом. Рисунок 4. Позиции энтеросорбентов по двум основным параметрам Полисорб МП обладает хорошими органолептическими свойствами, не имеет вкуса и запаха. Конкурирующие препараты имеют некоторые недостатки в удобстве применения. Таблица 10. Сравнение конкурирующих препаратов по удобству применения.
Как видно из таблиц, Полисорб является не только наиболее эффективным энтеросорбентом, но и отличается удобством применения. Как было показано в разделе «Анализ сектора промышленности», наибольшая доля рынка энтеросорбентов приходится на активированный уголь. Это связано с длительным пребыванием препарата на рынке, его известностью. Потребители привыкли к активированному углю. Активированный уголь выпускается несколькими предприятиями в одинаковой упаковке под одной торговой маркой. Все это способствует высокой конкуренции между производителями активированного угля и низкой эффективности его производства. Для того чтобы обеспечить сбыт препарату, производители активированного угля предлагают дистрибьюторам скидки за объем продаж. Таким образом, среди производителей активированного угля существует жесткая ценовая конкуренция, которая со временем должна привести к сокращению объемов выпуска этого препарата. Смекта занимает после активированного угля вторую долю рынка энтеросорбентов. Этот препарат отличается невысокой сорбционной емкостью. Тем не менее, Смекта приносить высокий доход своим производителям. Значительную долю рынка этому препарату обеспечила рекламная кампания. Полифепан и Энтеросгель имеют небольшие доли рынка. Все энтеросорбенты распространяются одинаково: через крупные оптовые сети (Протек и т.д.). Полисорб ВП не имеет конкурентов. 1. Основными конкурентами Полисорба являются: Смекта, Полифепан и Энтеросгель. 2. Полисорб превосходит все конкурирующие препараты по сорбционной емкости и обладает невысокой ценой за курс лечения. 3. Конкуренты Полисорба обладают некоторыми недостатками в применении. Это вкусовые качества, необходимость подготовки перед применением, ограниченные возможности в лечении и профилактике заболеваний. 4. Все энтеросорбенты на российском рынке распространяются одинаково: через крупные оптовые сети. 5. Наимеенее эффективным является производство активированного угля. Наибольшую рентабельность имеют производители Смекты. 6. Полисорб ВП не имеет конкурентов. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз)
Как показывает анализ, Полисорб обладает большим количеством сильных сторон и возможностей.
Препарат Полисорб вырабатывается на основе мелкодисперсных кремнеземов. Выпускается два вида препарата: Полисорб МП (медицинский); Полисорб ВП (ветеринарный). Полисорб МП относится к классу энтеросорбентов (название происходит от греческого «энтеро» - кишечник и латинского «сорбео» - поглощаю). Его маленькие частицы активно поглощают любые яды на всем пути при прохождении по желудочно-кишечному тракту. Препарат применяется, как наружно, так и внутрь. Внешне он представляет собой легкий белый порошок без запаха и вкуса. Не растворим в воде и органических растворителях, не разлагается под воздействием высокой температуры, света, микроорганизмов. Химически стоек. Имеет удельную поверхность не менее 300 м2/г. Полисорб МП в лечебных дозах не нарушает всасывания витаминов и микроэлементов, не нарушает функцию кишечника. Он обеспечивает высокую клиническую эффективность. Полисорб МП обладает выраженными универсальными сорбционными свойствами. В просвете желудочно-кишечного тракта препарат связывает и выводит из организма поступающие извне и образующиеся внутри токсические вещества различной природы, включая микроорганизмы (10 млрд.бактерий/г.) и микробные токсины, антигены, пищевые аллергены, иммунные комплексы, лекарственные препараты и яды, соли тяжелых металлов, радионуклиды, алкоголь. Полисорб МП сорбирует также избыток билирубина, холестерина и липидных комплексов, метаболитов азотистого обмена, вещества "средней молекулярной массы", ответственные за развитие метаболического токсикоза. Полисорб не расщепляется и не всасывается в желудочно-кишечном тракте и выделяется в неизмененном виде. Полисорб МП имеет антиоксидантные (блокирует действие агрессивных свободных радикалов) и адаптогенные свойства - повышает сопротивляемость организма инфекциям, неблагоприятным экологическим факторам. При наружном применении Полисорб МП обладает кровоостанавливающим и обеззараживающим действием. 1. Внутрь Полисорб МП применяют у взрослых и детей в качестве антитоксического средства при комплексной терапии острых кишечных инфекций любого генеза, включая пищевые токсикоинфекции; а также диарейных синдромов неинфекционного происхождения, дисбактериозе, гнойно-септических заболеваниях. 2. В случаях острых отравлений сильнодействующими и ядовитыми веществами, в т.ч. лекарствами и этиловым алкоголем, наркотическими препаратами и в других остроразвившихся случаях экзо и (или) эндогенных интоксикаций. В частности, ОРВИ, гриппе и других «простудных» заболеваниях. 3. Полисорб МП используется также при гипербилирубинемии (вирусный гепатит и другие желтухи) и гиперазотемии (хроническая почечная недостаточность), комплексном лечении СД II типа. 4. При лечении аллергических заболеваний: пищевая, лекарственная аллергия, аллергодерматозы. Применяется в комплексном лечении бронхиальной астмы. 5. Используется внутрь для очищения организма ( в средней дозе) и в курсах мониторного очищения кишечника на аппаратах АМОК II. 6. С профилактической целью его рекомендуют жителям экологически неблагоприятных регионов, лицам с ослабленным иммунитетом и работникам вредных, в т.ч. по радиации, производств, включая врачей радиологов и рентгенологов. Суточная доза 0,1-0,15 г/кг массы тела (6 - 9 г.). Для внутреннего употребления готовится водная взвесь. 7. Применяется для адаптации спортсменов к высоким физическим нагрузкам. Сравнительные характеристики энтеросорбентов В следующей таблице содержится сравнительная характеристика энтеросорбентов, преобладающих на российском рынке.
Таблица 11. Сравнительная характеристика энтеросорбентов, преобладающих на российском рынке.
Как видно из таблицы, при наименьшей суточной дозе, Полисорб МП обладает наибольшей сорбционной емкостью и способностью связывать возбудителей болезни. Он начинает «работать» через 1-4 мин. после попадания в желудочно-кишечный тракт. Человек, имеющий в аптечке препарат Полисорб, может оказать себе помощь при любом отравлении, в т.ч. алкогольном, аллергии, любой диарее (поносе), простуде, обработать себе ранку, ожог, гнойничок, использовать Полисорб МП при многих других болезнях. Срок годности Полисорба МП - 5 лет, условия хранения - обычные. Полисорб ВП – энтеросорбент на основе высокодисперсного кремнезема, средний размер частиц не более 0,09 мм, удельная поверхность не менее 150 м2/г. Благодаря непористой структуре, вся поверхность Полисорба легко доступна для сорбции молекул любого размера, обладает высокой сорбционной емкостью. Полисорб имеет большую скорость адсорбции 1-4 мин. Препарат зарегистрирован в Российской Федерации за №ПВР-2.-2.1/00755 от 15.01.2002 г. сроком на 5 лет. Полисорб ВП применяют для лечения интоксикаций любого генеза, в случаях диарей любой этиологии, для профилактики и лечения многих токсикозов, желудочно-кишечных заболеваний, выведения из организмов животных, ядов любого происхождения, для профилактики и лечения микотоксикозов. Полисорб ВП обладает антиоксидантными свойствами. Полисорб ВП применяют у молодняка и взрослых сельскохозяйственных животных, цыплят и кур, а также у других домашних животных, в качестве профилактического и лечебного средства при острых кишечных инфекциях, диспепсии, различных эндо- и экзогенных интоксикациях и т.д., при лечении микотоксикозов. Полисорб ВП назначают животным внутрь только в виде предварительно приготовленной водной взвеси за 1-2 часа до кормления; либо с кормом после тщательного смешивания. Терапевтической суточной дозой считается 0,05 – 0,5 г/кг массы тела животного. Осложнений и побочных явлений при применении Полисорба ВП не наблюдалось. Ограничений по использованию продукции от животных после применения препарата нет. Фармакологические испытания Полисорба ВП проводились в Уральской государственной академии ветеринарной медицины, под руководством заведующего кафедрой фармакологии и токсикологии, доктора ветеринарных наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, академика РАЕ и МАА Рабиновича М.И. Широкие производственные испытания препарата проводили на крупнейших сельскохозяйственных предприятиях РФ: ООО «Равис – птицефабрика «Сосновская»» Челябинской обл., ЗАО «Чебаркульская птица» Челябинской обл., птицефабрика «Сибирская» Омской обл., свиноводческом комплексе «Красногорский» Челябинской обл., в колхозах и совхозах РФ, ветеринарных клиниках городов Челябинска, Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга и др. 1. Полисорб – уникальный препарат, совмещающий свойства антиоксиданта и адаптогена и одновременно отличающийся самой высокой эффективностью среди аналогов и невысокой ценой за курс лечения. 2. Полисорб имеет широкий спектр применения. 3. Полисорб прошел все необходимые клинические и лабороторные испытания и прекрасно зарекомендовал себя на практике. 4. Полисорб прост и удобен в применении. Препарат Полисорб МП реализуется через аптечную сеть, больницы, санатории и крупных дистрибьюторов фармацевтического рынка России: ЗАО «ЦВ Протек», ЗАО «СИА Инт.», ЗАО «Аптека холдинг» и других. Только в Челябинске препарат продается в более 250 торговых точках. До покупателей товар транспортируется контейнером и багажом по железной дороге, посылками через отделение связи, в Челябинске и Челябинской области доставляется автотранспортом. Для хранения продукции используется сертифицированный склад. Информация о препарате в данный момент распространяется через центральную прессу, телевидение, интернет, выставки, семинары и лекции для врачей, буклеты, плакаты, методические рекомендации и т.д. В штате предприятия 4 специалиста по продажам. В различных регионах России у предприятия имеется 8 представителей, которые занимаются продвижением препарата в этих регионах. Представители получают комиссионное вознаграждения от объема продаж в их регионе. Подбор персонала осуществляется через кадровые агентства, объявления в прессе, интернет. Основными требованиями к торговому персоналу являются: знание рынка, энергичность, целеустремленность. Штатные сотрудники предприятия, занимающиеся продвижением препарата, регулярно проходят курсы, участвуют в тренингах по продажам. Данные о продажах препарата собираются и анализируются ежедневно. В случае реализации данного проекта, планируется увеличить число штатных специалистов по продажам, а также более активно работать с другими регионами: увеличивать число региональных представителей. В ходе реализации проекта планируется значительно увеличить расходы на рекламу. Величина рекламных расходов определена экспертным методом, на основе данных о рекламных расходах других препаратов. Рисунок 5. График расходов на проведение рекламной кампании. Как планируется, в первый год расходы на рекламу составят 26800 тыс. руб., затем 12800 тыс. руб. ежегодно. Рисунок 6. Структура планируемых расходов на рекламу. На рисунке представлена структура расходов на рекламу на основе данных о рекламных компаниях 50 наиболее рекламируемых в России медицинских препаратов. Как показал анализ рекламных кампаний, основная доля расходов приходится на рекламу по центральному телевидению. Данная структура расходов не является окончательной для препарата Полисорб и будет уточняться в ходе реализации проекта, по мере консультаций со специалистами по рекламе. Измерять эффективность рекламы планируется при помощи выборочных опросов потребителей. Рекламные сообщения и внешнее оформление рекламы Полисорба может измениться в ходе реализации данного проекта. В настоящий момент в рекламных сообщениях делается упор на высокую эффективность препарата. В таблице «Отпускные цены» даны цены на препарат Полисорб с учетом емкости упаковки и момента оплаты. Таблица 12. Отпускные цены на Полисорб.
Цена на Полисорб ВП еще не утвердилась окончательно. Она находится на уровне 230 руб. за кг. Цены указаны с НДС 10%. Как показано в разделе «Анализ конкурентов», Полисорб МП обладает самой невысокой ценой за курс лечения в сравнении с конкурентами. Полисорб ВП не имеет конкурентов. Как видно из таблицы выше, цена зависит лишь от сроков расчетов и объема упаковки. Так как ЗАО «Полисорб» небольшое предприятие с маленьким рекламным бюджетом, то конкуренции среди посредников практически нет. При работе с региональными представителями используются бонусы за увеличение оборота. план производства и эксплуатации требования к местной инфраструктуре В соответствии с данным проектом, предполагается выполнить новое производство в соответствии с требованиями ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)». Для этого должны соблюдаться определенные условия. Требования к промплощадке: 1. Размер промплощадки ориентировочно 10 000 кв.м. 2. Предпочтение варианту отвода земли с развитой энергетической инфраструктурой. 3. Протяженность санитарной защитной зоны – 50 м. 4. Электроэнергия: до 150 кВт установочной мощности (пик нагрузки). 5. Вода водопроводная хозяйственного назначения с пиковым расходом до 8 куб. м в час. 6. Вода горячая хозпитьевого качества с пиковым расходом до 3 куб. м в час. 7. Сети канализации. 8. Тепло отопительное – 0,5 гкал/час. 9. Пар технологический до 3 т/час. 10. Сети связи. физические капитальные вложения Планируется строительство производственного модуля и комплектация его оборудованием шведской фирмой Pharmadule. Стоимость 54 млн. руб. Возможные строительные решения (с учетом идеального размещения всех служб и производства): административно - лабораторная часть корпуса – займет площадь 432кв.м; производственная часть корпуса – 750 кв.м; складская часть корпуса 216 кв. м. Технологическое оборудование. Технологический процесс включает в себя получение сырья, его анализ, переработку, фасовку в пакеты и контроль готовой продукции. Стоимость завода составит 54 млн. руб. Стоимость земельного участка 1 млн. руб. Стоимость транспорта и офисного оборудования 4 млн. руб. В следующей таблице представлен график реализации проекта. Таблица 13. График реализации проекта.
Монтаж и сборку завода обеспечивает одна фирма - шведская Pharmadule. Сборка завода и комплектация его оборудования не займет более 1 года. Предполагается, что расходы, соответствующие этапу, осуществляются в первый месяц этапа. план производства и расчет выпуска продукции В первый год реализации проекта планируется увеличить объем производства на существующих площадях. Для этого будут введены дополнительные смены. Со второго года проекта производство будет осуществляться в новых помещениях на новом оборудовании. К пятому году проекта планируется выход на проектную мощность. На графике ниже представлена загрузка оборудования со 2го по 5тый год проекта.
Рисунок 7. План загрузки производственной мощности.
1. Для реализации проекта потребуется приобретение земельного участка, строительство завода по стандарту GMP, приобретение транспорта. Общая сумма капитальных вложений: 59 млн. руб. 2. Строительство завода и поставку оборудования будет осуществлять шведская фирма Pharmadule. Сборка завода и комплектация его оборудования не займет более 1 года. В ходе реализации проекта планируется увеличить объем выпуска препарата в 140 раз. Таблица 14. Ожидаемые объемы выпуска препарата.
В следующей таблице даны прогнозные цены и структура производственной программы. Таблица 15. Структура производственной программы и прогнозные цены.
Из таблицы «Структура производственной программы» видно, что объемы производства Полисорба ВП будут расти более быстрыми темпами и к пятому году проекта структура производства измениться таким образом, что Полисорб ВП будет занимать 89% выпуска и приносить 50% выручки. Цена на препараты на протяжении пяти лет предполагается неизменной. Рисунок 8. Поступления от продажи препаратов. На диаграмме показана динамика поступлений от продаж медицинского и ветеринарного препаратов. Видно, что на 4й год проекта объемы продаж медицинского препарата достигают своего максимума, далее несколько снижаются. Это связано с тем, что производственная мощность предприятия ограничена и с ростом объемов продаж более «ходового» (пользующегося большим спросом) ветеринарного препарата, медицинский препарат уступает ему свою долю в объеме выпуска. В итоге, суммарные поступления от продаж растут, повышается рентабельность. Далее в таблице даны основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Полисорб» за 9 месяцев 2002 года. Таблица 16. Показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Полисорб» за 9 месяцев 2002 года.
Представленная в таблице величина расходов в дальнейшем будет использоваться в качестве базы для расчета плана расходов. В структуре прямых затрат 89% приходится на Полисорб МП и 11% - на Полисорб ВП. Таблица 17. Прогноз темпов изменения основных затрат ЗАО «Полисорб» по годам проекта.
Темпы роста затрат представлены исходя из экспертных оценок, без учета инфляции. Далее даны ожидаемые объемы выпуска препарата по годам проекта. Виды налогов, которые учтены в данном проекте, их ставки, объекты обложения, а так же налоговые периоды перечислены в таблице «Налогообложение».
Таблица 18. Налогообложение.
Налоговые льготы, которыми могло бы воспользоваться предприятие, в расчетах не учитывались. Потребность в финансировании на начальном этапе складывается из трех основных составляющих: 1. Капитальные вложения (приобретение земельного участка, строительство завода, приобретение оборудования). 2. Пополнение оборотных средств. 3. Проведение рекламной кампании. Общая сумма капитальных вложений составляет 59 млн. руб. Пополнение оборотных средств на начальном этапе 5 млн. руб. Проведение рекламной кампании в первый год 26.8 млн. руб. (от инвестора требуется только 12.8 млн. руб., остальные расходы будут покрыты ЗАО «Полисорб») В течение первого года реализации проекта будет израсходовано 76.8 млн. руб. средств инвестора, будет достигнут минимальный остаток средств на счете предприятия, который останется примерно на одном уровне в течении 2х лет. В этот период денежный поток проекта будет близок к нулю (поступлений будет хватать только на то, чтобы покрыть расходы). Это связано с активной рекламной кампанией, постепенным наращиванием объемов выпуска и реализации. Далее на рисунке представлен график остатка средств на счете проекта. Рисунок 9. График остатка денежных средств в ходе реализации проекта. Из графика видно, что первые 12 месяцев остаток денежных средств убывает – расходуются средства инвестора. Затем еще 12 месяцев – остаток средств находится примерно на одном уровне. Начиная с 25 месяца проекта – идет накопление ликвидных средств – в этот период поступления значительно превышают выплаты. К концу 60го месяца проекта накопленных денежных средств достаточно, чтобы выкупить у инвестора принадлежащую ему долю акций. 1. При расчете плана затрат на предстоящие 5 лет за базу взята существующая структура затрат на предприятии. 2. Построен прогноз темпов роста затрат без учета инфляции. 3. При определении плана затрат будут учтены изменения в амортизации, налоговых базах, а так же увеличение затрат на рекламу. 4. Производственная программа предприятия будет изменяться в течении 5 лет проекта следующим образом: для Полисорба ВП возрастет с 50% выпуска до 89%, соответственно доля Полисорба МП сократиться с 50% до 11% выпуска. 5. Цены на препараты предполагаются неизменными в течении 5 лет, хотя вполне вероятен их рост при сохранении планируемых объемов выпуска. Как показал маркетинговый анализ, такая ситуация – не редкость на российском фармацевтическом рынке. 6. В структуре поступлений от продаж доля Полисорба ВП возрастет с 11% до 50% общего объема поступлений. 7. Ожидается более медленный рост затрат по сравнению с объемом выпуска. Как известно, увеличение масштабов производства способствует росту эффективности.
В таблицах «План движения денежных средств», «План прибылей и убытков» и «Прогнозный баланс» представлены данные об основных финансовых показателях проекта. Таблица 19. План движения денежных средств, руб.
Из таблицы видно, что в 1 год реализации проекта планируется привлечь дополнительный акционерный капитал (средства инвестора) в размере 76.8 млн. руб. В течении первого и второго года часть этих средств будет направлена на капитальные вложения (кэш-фло от инвестиционной деятельности отрицательно), на пополнение оборотных средств и проведение рекламной кампании (кэш-фло от операционной деятельности отрицательно). Во второй год проекта кэш-фло от операционной деятельности становиться положительным, это означает, что поступления от продаж препарата покрывают все возникающие расходы, связанные с производством и реализацией. В четвертый и пятый год приток денежных средств существенно возрастает, увеличивается остаток денежных средств. Так как на пятый год реализации проекта предприятие выходит на проектную мощность, то именно в этот период поступления максимальны. Таблица 20. План прибылей и убытков, руб.
Из таблицы «План прибылей и убытков» видно, что первые три года прибыль проекта отрицательна. В этот период проект финансируется за счет средств инвестора и амортизационных отчислений. Начиная с 4го года инициаторы начинают вкладывать собственные средства в проект – реинвестировать полученную прибыль.
Таблица 21. Прогнозный баланс, руб.
Из таблицы «Прогнозный баланс» видно, что на конец 5го года балансовая стоимость проекта (активы за вычетом краткосрочных обязательств) составляет 264.8 млн. руб. из них 215.1 млн. руб. – ликвидные средства, которые могут быть направлены на выкуп акций у инвестора. Таким образом, вложив в начале 76.8 млн. руб., через 5 лет инвестор может получить 215.1 млн. руб. В следующей таблице приведены данные о балансовой стоимости проекта по годам (рассчитаны на основе таблицы «Прогнозный баланс»). Таблица 22. Балансовая стоимость бизнеса.
Из таблицы видно, что за 5 лет балансовая стоимость (стоимость имущества за вычетом текущих обязательств) возрастает в 4 раза. При этом рыночная стоимость бизнеса (с учетом предстоящих доходов) будет выше балансовой стоимости.
Таблица 23. Эффективность инвестиций.
Из таблицы «Эффективность инвестиций» видно, что при рыночной норме доходности 28% инвестор, вкладывая деньги в проект, может дополнительно получить 15 млн. руб. сверх среднерыночного дохода. Период окупаемости проекта составляет 44 месяц (период времени, в течение которого вернутся средства, вложенные в проект), с учетом дисконтирования – период окупаемости 55 месяцев (в течении этого периода вернутся не только средства, вложенные в проект, но и среднерыночный доход на эти средства). Показатель длительности говорит о том, что основная масса доходов проекта поступит примерно через 4 года после его начала. Внутренняя норма рентабельности говорит о том, что проект будет приемлем для инвестора даже в случае, когда инвестор потребует 35% годовых. 1. Для реализации проекта потребуется 76.8 млн. руб. средств инвестора. Они будут направлены на приобретение оборудования, пополнение оборотных средств и финансирование рекламной компании. 2. Инициатор данного проекта так же планирует вложить свои средства в проект в виде реинвестируемой прибыли. Эта сумма составит за весь период реализации проекта 112.8 млн. руб., будет вложена начиная с 3 года проекта. Средства инициатора проекта могут быть направлены на выкуп акций у инвестора. 3. В результате реализации проекта инвестор может получить 215 млн. руб. 4. Анализ эффективности проекта показывает, что проект высоко эффективен даже при условии отсутствия налоговых льгот и отсутствия роста цен на препарат.
1] Составлено ЦМИ "Фармэксперт" на основе данных, предоставляемых компаниями, собственной информации ("Мониторинг розничных продаж"), Госкомстата РФ, ГТК РФ. По состоянию на июнь 2002 года. [2] Начисленная амортизация не является расходами, поэтому мы исключаем ее из итоговой суммы
|
По порядку: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернутся на главную Вернутся на предыдущую. |