В данной статье, мы не будем говорить о том, насколько
плохи или хороши инвестиционные проекты, предоставляемые на рассмотрение в
кредитные учреждения. В большинстве проектов, можно найти массу достоинств
и недостатков, но, по злому умыслу или по доброй воле, практически в любом
инвестиционном проекте изначально заложены, скажем так "некоторые
неточности", которые можно и не заметить, не вооружившись определенными
знаниями…
Это связанно с тем, что кредитные инспекторы в
большинстве случаев, прежде всего экономисты, а не производственники и
имеют весьма слабое представление, как о технологии производства в
частности, так и об экономике производственных предприятий вообще. В связи
с этим, легко предположить, что часть предоставляемых в кредитные
учреждения инвестиционных проектов (связанных с производством) как хороши
бы не были экономические показатели, на самом деле нежизнеспособны,
однако, с легкостью могут быть одобрены кредитным комитетом. Именно
поэтому, данная статья посвящена проблеме "объективной оценке"
инвестиционных проектов со стороны финансовых институтов и их соответствию
или несоответствию реальной экономической и производственной жизни в
России.
Я, постараюсь остановиться лишь на основных ошибках
(просчетах), совершаемых разработчиками инвестиционных проектов на
различных этапах бизнес-планирования. Сразу оговорюсь, что речь идет не о
недоверии к Клиенту, запрашиваемому шестизначную сумму, а о том, что
практически в любом проекте существуют "узкие места", на которые стоит
обратить внимание.
На стадии проработки инвестиционного плана:
| Как правило, при организации новых производств или
при техническом перевооружении старых, производственные предприятия не
обращаются к услугам проектировщиков. Здесь есть объективные причины.
Во-первых, это стоит немалых денег. Во-вторых, сроки проектных работ
(включая все необходимые согласования) могут непозволительно затянуться
по времени. Более того, даже если предприятие и обращается в проектные
организации, то в инвестиционном плане на всё про всё отводится не более
30-40 дней. Но, как показывает опыт сторонних организаций, проектные
работы с согласованиями, могут затянуться до 90 дней. Из чего, можно
предположить, что ввод в эксплуатацию производственных мощностей "по
жизни" не будет соответствовать "инвестиционному плану" предоставленному
кредитной организации. |
| Как правило, при составлении сметы на приобретение
того или иного технологического оборудования, трудно учесть все
необходимые затраты. Это может сделать только высококлассный специалист.
Если приобретается какая-либо производственная линия то, как правило,
запрашиваемая сумма инвестиций ей и ограничивается. Но… в поставляемую
технологическую линию, не входит масса вспомогательного оборудования,
которое тоже стоит денег и немалых. Как показывает практика, стоимость
вспомогательного оборудования к технологическим линиям может колебаться
от 20 до 80 %, от стоимости самой линии. |
| Как правило, при разработке инвестиционного проекта
не учитываются такие затраты как на перемещение оборудование (стоимость
транспортировки), таможенные пошлины, погрузочно-разгрузочные работы,
монтаж, пуско-наладочные работы, а также проведение дополнительных
коммуникаций и получение "разрешений" на это самое "проведение". Сроки
получения самого "разрешения", порою занимают несколько месяцев и стоят
денег, которые опять таки редко учитываются в инвестиционных затратах.
|
| Как правило, очень слаба юридическая проработка
инвестиционных проектов. Особенно, это касается тех проектов, где
фигурируют два или более предприятий. Сразу возникает масса вопросов,
связанных с их "взаимоотношениями" как на экономическом и
организационном, так и на снабженческо-сбытовом поприще. |
На стадии маркетинговой проработки инвестиционного
проекта:
| Маркетинговая проработка инвестиционного проекта
является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Именно на основании
маркетинговых исследований можно делать выводы о возможностях
кредитополучателя успешно реализовать намеченные планы и цели. Данный
раздел, действительно присутствует в каждом бизнес-плане, но, как
правило, все исследования связанные с изучением рынка проводятся
"кабинетным способом", что недопустимо. Такая ситуация складывается
из-за того, что маркетинговые исследования могут быть достаточно
дорогостоящими и трудоёмкими. Поэтому, в целях экономии средств и
времени, разработчики проекта стараются обойти эту проблему стороной. На
какие моменты нужно обратить особое внимание? Это рынок, конкуренция и
сбыт. |
| В большинстве случаев рынок, на котором работает или
собирается работать предприятие, освещается крайне плохо. Особенно это
касается вопроса о ёмкости рынка, тенденций и позиционировании
предприятия на рынке. Данный вопрос или не прорабатывается вовсе или
излагается кратко, без обоснований. Именно поэтому, некоторые кредитные
учреждения требуют, чтобы маркетинговые исследования проводились
независимой сторонней организацией, а отчет прикладывался к
бизнес-плану. |
| Редко встречается грамотное обоснование "цены сбыта"
продукции, которая является одним из важнейших показателей, напрямую
влияющую на доходную часть инвестиционного проекта, а неспециалисту,
остается только сравнить её с ценой конкурентов и довериться
разработчикам. |
| Особое внимание необходимо обратить на раздел, где
проводится анализ конкурентов. Это, прежде всего вопросы, связанные с
ценовой политикой, присутствием на рынке, уровню технологии (как
производства, так и продаж), качеству производимой продукции,
материальным, финансовым и административным ресурсам. Порою, добыть
такую информацию достаточно проблематично. |
| Недостаточное внимание уделяется проблеме сбыта
продукции. Это касается как самого продвижения продукта на рынок (каналы
распределения продукции), так и экономической части. Сбыт, всегда связан
с затратами (заработная плата менеджеров по сбыту, кладовщиков,
грузчиков, затратами по содержанию складских помещений, транспортными
расходами и т.д.), поэтому необходимо обратить особое внимание на
корректность предполагаемых издержек связанных непосредственно со
сбытом. Как правило, они занижены на 10-25 % или вообще не запланированы
разработчиками. |
| Как правило, затраты, связанные с продвижением
продукции на рынок (реклама, PR-мероприятия) и проведением маркетинговых
исследований явно недостаточны или игнорируются разработчиками.
|
На стадии проработки производственного плана:
| Как правило, не учитывают тот факт, что в первый
месяц начала производства, идет большое количество брака, связанного с
настройкой и доведением технологического оборудования. Производство
будет работать нестабильно, а "переведенноё" в брак сырье нужно будет
каким-то образом списывать на издержки. Это могут быть немалые деньги,
которые надо… как бы учесть в инвестиционном проекте, что впрочем, никто
не делает. |
| Как правило, "план производства" завышен и "заявлен"
на уровне максимальной загруженности технологического оборудования.
|
| Как правило, в планируемом штатном расписании
количество предполагаемых работников занижено, как впрочем, занижен и
уровень оплаты труда. |
| Как правило, оборудованию (рано или поздно) надо
делать профилактику. Это тоже стоит денег и по времени может занять от 2
до 4 недель. Соответственно, производство будет работать не 12 месяцев в
году, а 11 месяцев. При этом надо платить заработную плату рабочим,
обязательные платежи и выделить необходимые средства для ремонта
оборудования. |
На стадии проработки экономической части
инвестиционного проекта:
| Достаточно часто, в окончательную сумму необходимую
для реализации инвестиционного проекта (непонятно по каким причинам) не
включают оборотные средства, необходимые для закупки сырья и материалов,
выплаты заработной платы, оплаты текущих платежей и т.д. В конечном
итоге, получается ситуация, что, оборудование закуплено, доставлено и
смонтировано, но средств для приобретения сырья нет (они изначально не
запланированы) и успешная реализация проекта под угрозой срыва.
|
| Аналогичная ситуация может сложиться если "план
производства" по жизни рассогласован по времени с "планом сбыта"
производимой продукции. Если не учитывать данный факт, возможна
ситуация, когда возникнет дефицит средств. И что тогда? Не стоит
забывать, что потребность в оборотном капитале может быть на порядок
больше, чем стоимость самого технологического оборудования |
| Как правило, отпускные цены на закупаемое сырье и
комплектующие для производства варьируют на 10-15 %, да и сырьё нужно
доставить до места переработки (производства). Все эти затраты (если их
не учитывать) могут привести к некорректности экономических расчетов.
|
| Как правило, отпускная цена на производимую продукцию
"цена сбыта" должна быть меньше рыночных цен на аналогичную продукцию не
менее чем на 15 - 20 %. Однако в финансовые расчеты стараются заложить
максимально допустимую цену, что приводит к необоснованному улучшению
основных интегральных показателей проекта. |
| Практически все предприятия, реализуя продукцию
постоянным партнерам, предоставляют им скидки и льготы по оплате
(отсрочка платежа). И это нормально. Плохо то, что данная процедура
редко отражается в финансовой части бизнес проекта, что ведет к
необоснованному завышению интегральных показателей. |
| Если производство, с достаточно выраженным фактором
сезонности, то не стоит забывать, что если оно не работает, то затратная
часть не равна нулю. Текущие платежи (аренда, налоги, часть заработной
платы и т.д.), как выплачивались, так и будут выплачиваться.
|
| Изначальное занижение издержек, как прямых, идущих на
изготовление конечного продукта, так и общих издержек, не связанных
непосредственно с производством. При этом, разработчики проекта "часто
забывают" включать в проект такие издержки как:
| отопление (в зимнее время); |
| услуги по вывозу мусора и отходов производства;
|
| дезактивационные (рекультивационные) работы;
|
| обслуживание ПО и других информационных услуг;
|
| затраты связанные с работой оргтехники (расходные
материалы); |
| социальные выплаты, налоги т.д. |
|
| Расчеты затрат, связанные с расходованием воды и
электроэнергии, практически всегда некорректны (это вообще отдельный
разговор). |
Мало кто уделяет значению такому фактору, как время, а
временной ресурс в инвестиционных проектах весьма ограничен. Рано или
поздно, необходимо оплачивать счета по кредитам и процентам.
Вот и получается, что с экономической точки зрения
проект достаточно привлекателен, но практически обречён на провал, по
причине некорректности экономического расчета. Да и не только
экономического…
Другое дело, умышленно или нет, допущены эти, скажем так
"неточности"? Но это вопрос уже к службе безопасности кредитного
учреждения.
На основании выше написанного, можно сделать вывод, что
при оценке инвестиционного проекта связанного с модернизацией уже
существующего или созданием нового производства нелишне обратиться за
помощью к специалистам в данной области, если конечно, имеется такая
возможность и желание.
|
По
порядку: |