Посредством медитации к источнику творческих сил.

    По порядку:
 

 

 

 

Посредством медитации к источнику творческих сил.
Мы уже упоминали, что источник творческих сил находится в самом человеке. Мы чувствуем себя хорошо лишь тогда, когда ощущаем прогресс в какой-либо области своей жизни.
Так как творческие способности - естественная часть человеческого бытия, то их проявление не связано с какими-либо трудностями. Они раскрываются без особого труда в трех жизненных областях, в которых у человека меньше всего "внутренних блокад", перекосов и стрессовых последствий. Это объясняет, почему многие люди не достигают значительных успехов в своей профессии, но в то же время демонстрируют отличные результаты в своих увлечениях. По словам творчески одаренных людей, они воспринимают свою работу как игру, легкую и доставляющую удовольствие.
Средний служащий страховой компании написал нам следующее примерно спустя полгода после посещения семинара по медитации: "Я почти не понимаю, что происходит. Еще восемь недель тому назад у меня возникали одни и те же проблемы в определенных случаях, но теперь все по-другому: я быстрее достигаю цели, без труда получаю необходимую информацию. Что мне особенно приятно, так это то, что вновь проснулась моя старая склонность к поэтическому творчеству, которая заглохла еще полтора десятка лет назад. И на прошлом рождественском вечере я выступил с большим успехом перед собравшимися коллегами со стихотворением, в котором с юмором подвел итоги наших дел за год. Само стихотворение я набросал, как в старые годы, за несколько минут, не мучаясь в поисках подходящих слов".
Развитие всегда идет от малого к большому, от частного к общему, от хаоса к порядку. В жизни все стремятся к более высокой степени интеграции или целостности. Если ищешь истоки творческих сил, необходимо проследить процессы развития до самого их начала, до идей и мыслей. Если проследить мысль до ее истоков, то наблюдаешь, как она становится все "уточненнее". То же самое достигается при помощи медитации, когда в конечном счете ощущаешь, как мысль появляется из резервуара покоя. Ни в коем случае не из ничего, а обязательно из области покоя. Источник всех творческих сил - покой.
Ощущение и сознательная интеграция этого спокойного состояния в повседневный ход жизни, похоже и является причиной роста творческих способностей у медитирующих. Исследователи творческих процессов утверждают, что рост творческих сил берет свое начало в состояниях, при которых гармонично функционируют левая и правая части мозга. Но то же самое, как мы только что выяснили, является главным результатом медитации.
Человеческое развитие базируется на смене покоя и активности. Творческие способности возникают при раскрепощении, саморасслаблении и самораскрытии. В ситуации, когда на пути вашего движения появляется стена, вы соображаете, что силой тут ничего не добьешься. Что действительно может помочь, так это новая перспектива, новый взгляд на "стену" или окружающее ее пространство. Может быть, при этом вы обнаружите пару веревок и крюк, на который можно их накинуть, или же вы найдете лопату и выроете подкоп под стену, и вот вы уже преодолели препятствие. Для творчества необходима определенная дистанция, которая возникает во время медитации сама собой. Когда вы откроете глаза, то сможете по-новому увидеть мир и соответственно по-другому вести себя. Творчество нуждается в "ситуации свободы в себе самом", т.е. во внутренней свободе, как говорит исследователь творческих процессов Хайнельт. И это обеспечит вам медитирование.

Способности восприятия.
То, что учебные процессы зависят от способностей восприятия учащихся, - это известно. Но сколько информации вы можете действительно воспринять из руководства по компьютерной игре? Или, говоря по-другому, когда вы чувствуете себя "готовыми" и пропускаете поступающую информацию мимо ушей?
Для способностей к восприятию, так же как для интеллектуальных и творческих способностей, имеются определенные физиологические предпосылки. Мы уже неоднократно указывали вам на коренные изменения, особенно мозговой активности, возникающие у медитирующих. Исследователи мозговой деятельности исходят из того, что физиологическую основу повышения способностей к учению создают большая синхронность мозговой активности и достигнутое во время медитации состояние покоя.
Кривые биотоков мозга во время занятий трансцендентальной медитацией свидетельствуют о повышении степени восприятия и улучьшении взаимодействия разума и тела. Иными словами, более согласованно функционируют задние и средние области мозга, его разделы, отвечающие за смысловое восприятие и двигательные процессы. И действительно, как подтверждают другие тесты, у медитирующих улучшаются двигательные способности и связанные с этим способность к обучению новым двигательным процессам. Движения становятся безошибочнее и быстрее. Это особенно важно для спортсменов, музыкантов и других людей исскуства.
Для изучения языка, как прдполагают ученые, упорядоченное функционирование мозга играет также решающую роль. Если организм функционирует упорядоченно, он в большей степени способен воспринимать информацию окружающего мира. Еще в 1972 г. Абрамс изучал влияние медитации на усвоение и способность к дальнейшему использованию учебного материала. Его подопытные должны были запоминать пары бессмысленных звукосочетаний типа АДСВЮЖ и воспроизводить их через 25 минут, а затем через три недели. Выяснилось, что медитирующие с 28-месячным стажем могут выучить значительно больше таких буквосочетаний, чем начинающие или немедитирующие из контрольной группы. Способность вспоминать проявилась у медитирующих также гораздо лучьше.
Мозг обладает определенной емкостью оперативной (краткосрочной) памяти, а также механизмами запоминания, которые перерабатывают краткосрочные впечатления в информацию, подлежащую длительному хранению. Если медитация упорядочивает функционирование мозга, то при этом должны повышаться способности к запоминанию. Психиатр Глюк утверждал, что медитация "подключает в мозговую сеть новые миллиарды мозговых клеток". Одно только это объясняет улучшение способностей к восприятию.
Подражание и наблюдение и другие способности, нужные для общественного существования, составляют еще одну область обучения. Медитация стимулирует опознавание образцов. Если вы приходите на новое рабочее место, одно из важнейших дел - определить сложившиеся структуры взаимоотношений между отдельными сотрудниками. Не зная, что сотрудница А не выносит сотрудницу Б, вы сядите в лужу, пригласив их вместе пообедать. Умение определять структуры взаимоотношений отдельных людей или трупп, а также роли, которые они играют, можно целенаправленно выработать. Медитация, как доказал канадский врач Мискиман при помощи многочисленных исследований, развивает соответствующие способности. Многие описывали воздействие медитации на процесс обучения. Мы хотели бы познакомить вас с одним из описаний. 18-летний сын специалистки по вопросам рекламы после того, как она год участвовала в нашем семинаре, также начал заниматься трансцендентальной медитацией. "У меня такое чувство, - сказал он, - что большая часть моих успехов за последний учебный год связана с тем, что я изучил медитацию. Я был приобщен к ней полгода назад и ни дня не раскаивался в этом, так как я не только стал получать лучшие оценки на уроках физкультуры и латинского языка, но и выработал за это время совсем другую, позитивную установку по отношению к школе.
Уже вскоре после овладения трансцендентальной медитацией у меня появилось чувство, что школа может стать больше, чем просто еженедельным "пятидневным лагерем принудительного труда". Я увидел, что мои старания вознаграждаются, что учение ведет к успеху. Я лучше успеваю, учителя кажутся мне весьма приятными людьми, легче нахожу общий язык с другими учениками. Иногда замечаю, что могу достичь лучшего на что способен. Причем все это развивалось постепенно само собой; в первый раз я сам смог убедиться в этом, когда получил в конце года хорошие оценки.
У меня пропало желание прогуливать уроки. Упорство, мне думается, дает больше шансов в учении, чем прогуливание. Я стал быстрее выполнять домашнии задания и тщательнее слежу за тем, чтобы все получалось правильно и аккуратно. Гнетущее состояние во время рабоьы бывает у меня теперь редко.
Во время урока я теперь дольше сохраняю внимание и сосредоточенность. Даже при скучных темах я не отключаюсь, а внимательно слушаю. Шум в классе или на улице меня теперь почти не отвлекает. Меня вообще теперь трудно отвлечь, я сам не хочу смотреть в окно или копаться в собственном портфеле. Я доволен как никогда."
Австралийский ученый-педагог Таухер провел в 1982 г. эксперемент с учениками старших классов. Он сравнил успехи в учебе и способности к запоминанию у тех, кто занимался трансцендентальной медитацией, и тех, кто практиковал прогрессивное мышление расслабление. Выяснилось, что медитация оказывает больший стимулирующий эффект на способности к учению и весьма хорошее воздействие на память в сравнении с прогрессивным мышечным расслаблением, а ткже подтвердились приведенные ранее высказывания об увеличении способности к концентрации

 
 
 
Вернутся на главную   Вернутся на предыдущую.
Rambler's Top100   

 

Сайт управляется системой uCoz