Гендер
(gender) — социальный пол. В англ. яз. разграничиваются понятия
социального пола («gender») и биологического («sex»).
Терминологически понятие Г. оформилось в процессе
теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных
исследований (см. «Гендерные исследования»)...
...Современное
обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает
данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований
социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен прежде всего
в идее социального моделирования или конструирования пола.
Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе
возникает система норм поведения, предписывающая выполнение
определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд
представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном
обществе. Г. — совокупность социальных репрезентаций, а не
природой закрепленная данность. Г. — культурная маска пола,
то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных
представлений. Более того, пол и есть только Г., т. е. то,
что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит
человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В
современном обществе все труднее провести границу между
биологической предопределенностью пола и его социальным
моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол.
Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как
и на отношения политические и экономические» (Бодрийяр).
При всем
многообразии подходов и позиций в отношении определения Г.
имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции
Г. и теорию гендерной системы.
... В логике
первого подхода (Г. как социальный конструкт) называют три
группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы,
распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный
дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными
обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает
множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с
данным подходом Г. предстает как измерение социальных
отношений, укорененное в данной культуре.
...Понятие «гендерная
система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется
разными авторами. ...Гендерная система есть совокупность отношений
между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система
предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы,
соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными
иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода
большая роль отводится изучению роли социальных институтов,
реализующих гендерные технологии. Властные смыслы гендерных
отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Так,
Г. Рабин, к примеру, показывает, что пологендерная система
конструируется как набор соглашений, которыми общество
трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой
активности. Другими словами, гендерная система, которая конструирует
два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является
фактически системой власти и доминирования, цель которой —
концентрация материального и символического капитала в руках отцов.
А. Рич отмечает, что Г. является своеобразной системой,
продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти
и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий,
половые различия оказываются в этой системе генетически первичными.
Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество
в целом моделируют гендерное противостояние, превращая т. н.
«несоциальные» различия в «социальные», пол/секс в пол/гендер.
Конструкция
Г. есть одновременно продукт и процесс представления как о
других, так и о самих себе.
... Д. Лорбер
показывает предпосылки и компоненты Г., но нам
представляется, что они могут быть рассмотрены и как этапы
становления Г. как статуса и структуры:
— пол (sex) как
биологическая категория — непосредственно данное сочетание генов и
гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор;
— пол (sex) как
социальная категория — предназначение от рождения, основанное на
типе гениталий;
— половая (sex —
gender) идентичность — осознание себя как представителя данного
пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей
принадлежности к полу в социальном контексте;
— пол (gender)
как процесс — обучение, научение, принятие роли, овладение
поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих
определенному гендерному статусу;
— пол (gender)
как статус и структура — завершение оформления гендерного статуса
индивида как части общественной структуры предписанных отношений
между полами, особенно структуры господства и подчинения.
Первоначально в
феминистских, а затем и в более широких гендерных исследованиях
особое внимание уделялось технологиям формирования Г., тому
самому научению и усвоению гендерных норм, которые во многом
предопределяют модели отношений в том или ином обществе.
Стремление
систематизировать и выстроить наличные позиции по понятию Г.
дано в исследованиях наших соотечественниц
О. Ворониной, Т. Клименковой,
М. Малышевой и др. Обобщенный вариант западных подходов по
данному вопросу представлен в модели, предложенной
О. Ворониной. Она выделяет:
Г.
как социально-демографическую категорию;
Г.
как социальную конструкцию;
Г.
как субъективность;
Г.
как идеологический конструкт;
Г.
как сеть (network);
Г.
как технологию;
Г.
как культурную метафору.
В
проблематизации «гендер как идеологический конструкт», например,
представлена одна из феминистских линий анализа, определяющих Г.
как инстанцию мужского доминирования, которое организует
сексуальность через властную систему, где возможности контроля
принадлежат мужчинам. Контроль происходит через объективацию женщин
и, кроме того, — через эротизацию акта контроля как такового.
Представители этой позиции подчеркивают, что в восприятии мужчин
только женщины имеют Г., мужчины же могут не иметь такого
знака специфичности, т. к. они представляют все человечество. Эта
идея нашла отражение в давнем предрассудке, смысл которого в том,
что пол, сексуальность — прерогатива женщин, отсюда выросла вся тема
«мистики женственности» (Б. Фридан).
Г.
как культурная метафора осмысляется в философии постмодернизма и
является еще одним весьма продуктивным аспектом анализа предмета.
Этот аспект в большей степени выражает культурно-символическую
природу Г. Наличный культурно-символический гендерный ряд
представляет не всегда явные ценностные ориентации и установки,
оформляет образы феминности и маскулинности в их социокультурной
конкретике, выражает культурно-символическую иерархию внеполовых
дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и
женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал
в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный,
первоначально природно-биологический смысл. Пол становится
культурной метафорой, а данная метафора способна выполнять функцию
не только описания, но и оформления социальной реальности. Данная
линия анализа развивается в основном французской
постструктуралистской традицией (Люси Ирригарэ, Хелен Сису, Юлия
Кристева), где весьма заметно влияние идей Деррида.
В несколько иной
терминологии эта же линия анализа Г. развернута в аспекте
изучения полового символизма. Так, этнографы, исследуя на своем
материале проблемы половой дифференциации в рамках изучения
брачно-семейной обрядности, воспитания детей и т. д., заострили
внимание на формах полового символизма и показали, что тотальная
половая дифференциация представлена и закреплена на первичных
уровнях человеческого существования через половой символизм.
Символика мужского и женского, данная через противопоставление,
выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. Мощность и
разрешающая сила оппозиции мужское/ женское заложена в том, что
полярность требует активного, творческого (творящего) взаимодействия
оппозитов, что является сутью творения, существом мира и его
гарантом. Отсюда универсализующая роль классификации по признаку
мужское/женское, когда под нее подверстываются объекты, явления и
действия, реально с сексуализацией универсума не связанные. Так, на
уровне культуры весь мир (и природный, и вещно-предметный)
оказывается сексуализированным, т. е. разделенным на две части по
признаку мужское/женское.
В половом
символизме большинства культур «мужское» отождествляется с духом,
логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом,
наполненностью, формой и т. д. «Женское» — с материей, хаосом,
природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмою,
пустотой, бесформенностью. В европейской традиции патриархата эти
ряды рассматриваются не только как дихотомия, но и как иерархия.
Половой символизм хоть и в весьма опосредованной, растворенной
форме, но также отражает властные смыслы гендерной дифференциации
общества, что перекликается с актуальными концепциями символической
власти.
В целом же
следует отметить,что ...анализ гендерных отношений по сути является
анализом отношения власти полов в экономической, социальной,
политической сферах жизнедеятельности.
Гендер.//
Современный философский словарь.