Сознание, его сущность и генезис.

    По порядку:
 

 

 

 

Сознание, его сущность и генезис

6.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции.

В вводной лекции было особо подчеркнуто, что философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, лю- ди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с пол- ным правом сказать, что философский анализ сущности сознания иск- лючительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных миро- воззренческих и методологических установок. В современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением ряда ас- пектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд на- ук - психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специ- фически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса о природе сознания с фило- софских позиций особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. И здесь, при подобном подходе к сознанию стал- киваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеа- листическая, а также близкая к последней - религиозная. Рассмотрение сознания логично начать под углом зрения первой стороны основного вопроса философии, оставив для отдельного изуче- ния в дальнейшем сторону вторую, т.е. познавательное отношение сознания к миру. Следует ли понимать разумность, сознание как свойство особо- го, духовного начала в человеке, души либо видеть в нем функцию особым образом организованной материи, человеческого мозга, способ- ного отражать мир в идеальных образах? Таковы альтернативные, принципиально противоположные подходы к решению проблемы сознания. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступ- ное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает созна- ние как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и непоз- наваемым. Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с ма- териальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование че- ловеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализова- ны, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим соз- нание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явле- ния, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысле- ния сущности, природы сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том, что "нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит". Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, характеризующаяся самодостаточностью и са- мообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами, диалектико-материалистический подход к созна- нию исходит из примата бытия по отношения к сознанию,что не только не исключает, а предполагает, что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более ши- рокая система, и сознание выступает как условие и средство для то- го, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,целостную сис- темы бытия. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнут- ри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически-преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - обществен- ный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической дея- тельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и ко- торая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в пер- вичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развива- ется у каждого нового поколения только в обществе через деятель- ность и общение с себе подобными. После этих предварительных замечаний попытаемся разобрать- ся,какова структура, организация сознания, какие основные элементы оно включает. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть соз- нание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные по- тенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизво- дить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в дея- тельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание не- отделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный ком- понент сознания (которого, кстати, многим из нас так часто не хва- тает), каким является воля, представляющая собой осмысленное уст- ремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все ос- тальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосозна- ние. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегриру- ющее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в об- ществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобыт- ного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивиду- ального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осозна- нию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопоз- нание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом "Я", а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувс- тва удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего "Я" опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе созна- ния, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человечес- кого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойства- ми - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возмож- ность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мыслен- ные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, нап- ротив,сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопос- тавляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, зак- репляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих само- оценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе уг- лубления и расширения межличностных отношений. А теперь зададимся следующим вопросом: каково назначение, а точнее, каковы основные функции сознания? Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом чело- веке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе дейс- твительности, в создании, в частности, предметных форм, не су- ществующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и челове- ческих рук. Третья функция - регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности че- ловека,его взаимоотношения с внешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до оп- ределенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть бу- дущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически-оце- ночную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связан- ная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправлен- ном отражении действительности, в предварительном мысленном пост- роении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро- вании и самоконтролировании поведения человека. Заключая первый раздел лекций, следует отметить, что сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, пос- кольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внима- ние вопросу о природе бессознательного уделял в свое время авс- трийский врач-психиатр и философ З.Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе с тем З.Фрейд преувели- чил его значение, отдал бессознательному первенствующую роль, ут- верждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение че- ловека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательно- го в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей. Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребнос- тей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться авто- матически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума че- ловека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на созна- тельном уровне перерабатывается в секунду 1О 52 0 бит информации, тог- да как на бессознательном - 1О 59 0 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается "закрытой", но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие дейс- твия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобож- дает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы. Мы дали общую характеристику сознания. Теперь настало время перейти к более глубокому раскрытию его сущности путем всесторон- него анализа его соотношения с материей. А это предполагает, во-первых, рассмотрение сознания как высшей формы отражения мате- рии; во-вторых, как функции особым образом организованной материи, функции человеческого мозга, наконец, в-третьих, как продукта, причем высшего продукта, эволюции материи. По этим основным нап- равлениям мы и пойдем в дальнейшем в анализе сущности сознания.

6.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Созна- ние как высшая форма отражения действительности.

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышле- ние от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках воз- никновения сознания в природе, а точнее - в неживой природе, в са- мом фундаменте материи. Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом, однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. гиле- материя, зоо- жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возник- новении сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма стоял, в частности, французский матери- алист Д.Дидро, но он в то же время ближе других подошел к реально- му решению проблемы. Наделяя всю материю свойством чувствительнос- ти, он считал, что неживой материи свойственна пассивная, а живой - активная чувствительность. Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения созна- ния в самих основаниях материального мира значит подвести под ма- териализмом надежный и прочный фундамент. И наоборот- если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для по- рождения сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи? От- ражение - это свойство материальных систем, объектов вос- производить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объ- ект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства от- ражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характери- зуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отноше- нию к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой сис- темы, играющей в процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое прояв- ление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некото- рые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения,несу- щие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориен- тиров,определяющих активность этих систем, их целесообразное реа- гирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае по- нимается свойство явлений способствовать активной ориентации в ок- ружающем мире. Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает из- бирательность отражения, активность отображающей системы: оно ори- ентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособле- ния организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реа- гирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве ис- точника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной инфор- мации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой отражения в живой природе является раздражи- мость, т.е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала су- ществования живого,еще до возникновения нервной системы и специа- лизированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. спо- собность к ощущениям. Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для внутрен- ней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофи- зиологического отражения, присущего только высшим животным, прояв- ляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в це- лой системе расчлененной, организованной последовательности дейс- твий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутрен- ней программы, "видового опыта" организма. Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диа- лектического единства воздействия внешней среды и реализации внут- ренних целей, установок, программ живого существа в процессе пост- роения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия на- ходит свое более полное выражение на стадии психического отраже- ния, свойственного высшим животным с достаточно развитой и центра- лизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ре- сурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим ак- тивный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обсле- довании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующи- еся на основе реального ориентировочного движения в действитель- ности. Через образ живое существо прослеживает новые для него от- ношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение объективной реаль- ности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродина- мических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот ка- чественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому соз- нанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувс- твенно-образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка от- ражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представ- лениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и опери- ровать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика че- ловека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам,появилась возможность отлета мысли от непосредственно дан- ного, возможность не только отражать действительность и приспосаб- ливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Ак- тивная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстракт- ного мышления появилась и возможность "больной фантазии", преуве- личения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от дейс- твительности, формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает социально-детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаружива- ется в его зависимости от общественных отношений, в том, что соз- нание людей меняется с развитием общества, а общественное созна- ние, о чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является от- ражением общественного бытия. Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в про- цессе развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем организации материи,особенно с усложнением нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание при- суще не всей материи, а лишь особым образом организованной мате- рии, человеку разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит расс- мотреть дальше.

6.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являют- ся функцией сложности их поведения, а главное - сложности органи- зации органов отражения внешнего мира, центральной нервной систе- мы. Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных цент- ральной нервной системы и специализированных органов чувств отра- жение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем - нервно-фи- зиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соот- ветственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 14ОО см 53 0 ( у приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 1О-14 млрд.нейро- нов, связанных между собой синапсами и дендритами. Если располо- жить клетки коры мозга в одну линию, то они вытянутся на : тысяч километров. Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается сво- еобразное "разделение труда" между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. В самих больших полушариях видна своеобразная специализация - подкорка управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры - получением и переработкой информации, напротив, передние доли выполняют функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной информации. Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связа- ны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с поврежде- нием определенных участков мозга. Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проб- лема. И второй аспект, тесно связанный с первым - соотношение иде- ального и материального. Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психо- физиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единооб- разия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма ре- шают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу. Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеаль- ное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойс- твенная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние моз- га. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и мате- рию, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям. Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеаль- но-образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, су- ществование мыслей. Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиоло- гического единства, основу которого образует материальный, физио- логический процесс, а психическое, идеальное составляет его внут- реннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль проссматривается в хорошо известном высказывании К.Маркса: "... Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней". (Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.). В чем же смысл и суть этой "переработки" материального в иде- альное? В том, во-первых, что, идеальное, составляющее сознания - это не сами вещи и не их части или стороны, это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Идеальный образ ста рублей и близко не стоит по своей покупательной способности к реальным 1ОО рублям. Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания, иде- альное не есть объективная реальность, а выступают в качестве ре- альности субъективной, как субъективные образы объективного мира. И еще: образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе ма- териальных процессов в мозгу. Идеальность продуктов сознания просматривается, наконец, и в том, что в отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д. Вот как описывает процесс "превращения" материального в иде- альное один автор: "Энергия внешнего раздражения как процесс физи- ческий трансформируется не в нечто нереальное, а в нервный физио- логический процесс, на основе которого возникает "факт сознания" как внутреннее субъективное состояние, которое человек испытывает при воздействии окружающего мира на органы чувств. Объективно в мозгу происходят определенные нервно-физиологические процессы, а субъективно в это время человек, например, видит сосновый бор, чувствует запах смолы, хвои, испытывает наслаждение от созерцания прекрасной картины природы, т.е. идеально отражает материальный мир". (Мальков В.И. Еще раз о понимании психики //Философские нау- ки.-1968. -N1. -С. 86-87). Но проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практичес- кой, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный ха- рактер. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в опреде- ленном смысловом значении ее результатов. Идеальное-сторона про- цесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное - значение, смысл слов, языко- вых форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыс- лах фиксируется в конечном счете весь исторический опыт челове- чества, аккумулируемый в достижениях культуры. Освоение идеально- го, воплощенного в различных материальных формах - от книг и про- изведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта, - условие не только духовного овладения миром вещей, развития соз- нания, но и предпосылка его образования. Платоновский мир идей, который предшествует миру вещей, - это не такая уж глупость. В этом идеалистическом вымысле заложен нема- лый рациональный смысл. Ведь нашему появлению на свет действитель- но предшествует освоение мира многими поколениями людей, жившими до нас. И, следовательно, ими уже выстроен "мир идей", мир идеаль- ных сущностей вещей, знаний о них, что позволяет нам в процессе освоения предметного мира главное внимание сосредоточить на усвое- нии этих знаний, а не на подъеме, так сказать, в одиночку целины. С известным правом можно сказать, что и сам процесс познания воз- можно в согласии с Платоном назвать "воспоминанием", но не в том смысле, как об этом говорится у него, а в ином - в извлечении зна- ний о мире из памяти человечества, овеществленных в ценностях культуры, где они накапливались веками, и мы, стоя на плечах наших предшественников, получаем возможность видеть дальше их и, по-ви- димому, проникать в действительность глубже. Идеальное - это мощное средство освоения мира человеком,это те идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредс- твенной производительной силой в виде социально-политических идей - мощной материальной силой переделки мира. Все, что побуждает че- ловека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внеш- него мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, по- буждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся идеальными силами. Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и созна- ния абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-пер- вых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное су- щество. А во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе и изменяют себя и свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения. Социальная детерминация сознания проявля- ется в многообразных формах, и об этом подробно речь пойдет в дальнейшем. Мы рассмотрели два аспекта соотношения материи и сознания, по- казали, что сознание есть высшая форма отражения материи и что оно есть функция мозга. Теперь необходимо обратиться к проблеме происхождения созна- ния, к обоснованию тезиса: сознание есть продукт эволюции, разви- тия материи. Тем самым мы дополним логический подход к анализу сознания подходом генетическим, историческим.

6.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания.

Материалистическое решение основного вопроса философии предпо- лагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы проис- хождения, возникновения сознания. Вопрос о возникновении сознания был камнем преткновения для метафизического материализма, поскольку его решение предполагает подход к миру с позиций диалектики как теории развития, во-первых, а во-вторых, выработку материалистического взгляда на исторический процесс, так как без этого невозможно установить наряду с природ- ными социальные факторы формирования сознания,их роль и значение в этом процессе. Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном, гло- бальном плане, то этот процесс органически связан с двумя гранди- озными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скач- ками в развитии материального мира. Первый из них - скачок от не- живого к живому, приведший к появлению биологической формы движе- ния материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к чело- веку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию. Мы не останавливаемся специально на проблемах, связанных с по- явлением жизни на Земле, хотя они важны и интересны, принимая как факт, что жизнь возникла естественным путем. Дальнейшая эволюция живых форм, составляющая предысторию фор- мирования человека и его сознания, исследована Ч.Дарвиным и его последователями. Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Но в чем суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно,сле- дует выяснить, чем отличается сознание человека от психики живот- ных. Эти отличия можно свести к трем основным: 1) человеку свойс- твенно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Таково главное содержание очерченного выше скачка. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царс- тва, где у высших животных особенно у антропоидов формируются жи- вотные, биологические формы труда, зачатки орудийного использова- ния предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие зву- ковая сигнализация. Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и развития сознания обоснована в известном труде Ф.Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Здесь развита трудовая теория антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф.Энгельс указы- вает и биологические факторы, подготовившие почву для становления человека; переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность. Однако опреде- ляющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыгра- ли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности на- ших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осоз- нанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основ- ном предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышле- ния, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный ха- рактер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с на- чалом изготовления орудий труда и превращением на этой основе тру- да в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего труд предполагает способность целеполагания, мыс- ленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мыш- ления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голо- ве человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Труд, связанный с изготовлением орудий труда, опять-таки "ра- ботал" на формирование абстрактного мышления, поскольку он требует абстрагирования от непосредственных, биологических потребностей, так как направлен на создание лишь средств удовлетворения этих потребностей. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по ме- ре расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и опреде- ленные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастаю- щие на основе практического анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координа- ции действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреп- лял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обо- гащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи со- циального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулиро- вание этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколе- ния к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезъяны постепенно превратился в человечес- кий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развиваю- щийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества. Теперь, когда мы рассмотрели процесс становления человеческого сознания, вскрыли роль труда и языка в этом процессе, остановимся несколько более подробнее на вопросе о соотношении языка и мышле- ния.

6.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.

Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из пред- посылок его возникновения на биологическом уровне явились сущест- вующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и соз- нание представляют собой органическое единство, не исключающее од- нако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отоб- ражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыс- лями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средс- тва общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому вы- разить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языко- вые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя цело- го класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приоб- ретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и стано- вятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукопи- сях, книгах и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечи- вается преемственность поколений и исторических эпох, преемствен- ность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной ре- альности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мыс- ли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривает- ся и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опы- том вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство орга- низации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практи- ки, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыко- вые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математи- ки, других наук, а в последнее время и формализованные языки прог- раммирования (Бейсик, Алгол, Фортран и т.д.). Потребности, вызвав- шие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многознач- ность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме вы- ражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной науч- ной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мысли- тельного материала. Наконец, искусственные языки- одно из средств интернационали- зации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональ- ны. Завершая анализ проблемы сознания, необходимо еще раз кратко остановиться на его общественной природе. Сознание возникает и развивается в той системе бытия, которая выступает как человечес- кий способ существования в мире. Этим способом бытия является дея- тельность, прежде всего практическая, преобразующая деятельность. В ходе этой деятельности человек создает "вторую природу", челове- ческую среду обитания, созидает культуру. Опыт этого созидания и находит свое выражение и отражение в человеческом сознании. Но само созидание второй природы, а значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через коллективную деятель- ность. Поэтому и формы отражения сознания носят социальный харак- тер, выступают как коллективные отражения. Иными словами, индивид, лишь будучи включенным в определенные социальные образования и в их деятельность, способен приобщаться к этим "коллективным отобра- жениям". Проще говоря, индивидуальное сознание приобщается к общест- венному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе. Так закладывается основа закрепления в общественном сознании определенных представлений и норм, идеалов и т.д., регулирующих, программирующих отношение человека к природному и социальному ми- ру, оказывается возможной совместная деятельность людей данного поколения и передача культуры от него последующим поколениям. Сознание таким образом, возникает и формируется в практичес- кой деятельности людей как необходимое условие ее организации, ре- гулирования и воспроизводства. А поскольку практически-преобразующая деятельность обществен- ного человека многообразна, постольку и общественное сознание,от- ражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих фор- мах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравс- твенное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки. Анализ этих форм, а также уровней общественного сознания, ду- ховного производства и духовной жизни, в целом духовной культуры предстоит осуществить позднее, в процессе рассмотрения философс- ко-социологических проблем.

 
 
 
 
Вернутся на главную   Вернутся на предыдущую.
Rambler's Top100   

 

Сайт управляется системой uCoz