|
Как
правильно составить резюме |
На Западе выпущено большое
количество руководств и пособий, посвященных созданию эффективного
резюме или CV. Немало полезной информации можно отыскать и в Интернет:
отдельные страницы с полезными советами, объемные руководства,
посвященных исключительно этой проблеме, а также многочисленные
примеры и бесплатное программное обеспечение для создания
привлекательного по внешнему виду и содержательного документа. При
помощи любого поискового сервера (например,
http://www.metacrawler.com/) вы сможете легко получить доступ к
соответствующим ресурсам, введя в качестве критерия поиска слова: cv
resume tutorial.
Мы постарались обобщить собственный и международный
опыт и предлагаем Вашему вниманию заметки о содержании, форме и
способах подачи резюме, которые будут вполне уместны в нашей стране.
Хотим сразу предупредить, что Вы не найдете здесь "секретов" о том,
как обхитрить интервьюера, а также откровений относительно "глубинной"
интерпретации резюме. Мы не претендуем на истину в последней
инстанции, однако надеемся, что эти практические советы послужат для
Вас ориентиром и толчком к творчеству, и, в конечном счете, упростят и
ускорят процесс найма, к взаимному удовольствию аппликантов и
работодателей.
Резюме - инструмент самомаркетинга
Резюме - это инструмент
самомаркетинга, своего рода развернутая визитная карточка или
рекламный проспект, аттестующий Вас как именно того специалиста,
который требуется на вакантную должность. Резюме имеет одну цель -
наилучшим образом подать ваши знания, опыт и личные качества
нанимателю таким образом и в той форме, чтобы он обратил на них
внимание и пригласил Вас на собеседование. Резюме стимулирует интерес
к Вам как потенциальному работнику, в краткой, почти афористической
форме обобщая информацию о Ваших уникальных качествах, хорошо развитых
навыках, соответствующей работе, академическом опыте и достижениях,
что помогает выделить Вас из общего ряда.
Невозможно создать первое впечатление во второй раз. Поэтому у Вас
есть один шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его
читают впервые. Вы можете рассчитывать, что наниматель уделит
несколько минут (точнее, как показали результаты специального
исследования, в среднем 30 секунд), изучая Ваше резюме перед решением,
рассматривать его дальше или отложить в резерв. Удачное резюме может
стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или
его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель
- добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично. Если
внимание привлечь не удалось - значит, резюме не сработало.
Хорошее резюме одно из самых эффективных средств поиска работы и
поэтому при его подготовке, видимо, надо исходить из того, что хотят
увидеть в Вашем резюме потенциальные наниматели или консультанты по
персоналу - личные данные, основное и дополнительное образование, опыт
работы и уровень квалификации, специальные навыки, а также Вашу цену,
как специалиста, в прямом и переносном смысле.
Таким образом, указанные разделы могут составлять основную структуру
резюме. Если к этому добавить Ваши цели, интересы и контактную
информацию, получится как раз то, что надо.
Чтобы повысить свои шансы на успех, при подготовке резюме постарайтесь
придерживаться основных принципов:
Информативность Постарайтесь дать в резюме как можно больше
информации (названий компаний, занимаемых должностей, стажа работы,
полученного образования и т.п). Информацию для резюме следует
тщательно отбирать и включать описание именно тех аспектов Вашего
опыта, которые значимы для позиции или должности, на которую Вы
претендуете.
Краткость Не стоит перегружать резюме деталями, фактами и
подробностями, которые не относятся к делу. Однако, излишняя
лаконичность также не прибавит веса Вашему резюме. Например, описания
трудового опыта фразой: "С 1990 по 2000 годы работал в
коммерческих структурах", скорее всего будет недостаточно.
Хорошо спланированное резюме со сжатым и хорошо организованным текстом
не должно превышать двух страниц (одной - для первого контакта).
Достоверность Включая те или иные сведения о себе, позаботьтесь
о том, чтобы при необходимости Вы смогли подтвердить их документально
или соответствующими примерами.
Cтиль и тип резюме
Выберите стиль и тип резюме, который
более всего подходит для конкретного случая. Стандартные типы резюме,
которые на сегодняшнем рынке труда используют аппликанты -
хронологическое, функциональное или комбинация этих двух форматов.
В хронологическом резюме последовательно показан опыт работы, с
самой актуальной информацией в начале. Указаны организации и
должности, где вы работали, достаточно подробно описаны обязанности и
достижения. Такое резюме легко читается, поскольку на первом плане
находятся названия компаний и должности, что позволяет легко
проследить развитие вашей карьеры. Хронологический тип резюме обладает
несомненным преимуществом в том случае, когда организации, в которых
вам приходилось работать или занимаемые должности могут произвести
впечатление на потенциального работодателя, Вы остаетесь работать в
той же сфере бизнеса или когда Ваш опыт работы показывает карьерный
рост.
В функциональном резюме на первый план выдвигаются навыки и
достижения в работе, образовании или общественной деятельности.
Основное внимание в таком резюме уделяется вашему потенциалу, а
недостаток опыта и возможные промежутки в работе завуалированы. Такой
тип резюме имеет преимущества, если Вы хотите подчеркнуть способности,
не используемые в недавнем опыте работы; интересы и личные качества,
необходимые для работы; сосредоточиться больше на способностях, чем на
небольшом опыте работы; показать свое участие во временных или
консультативных проектах и опыт деятельности в различных сферах.
Комбинированное резюме объединяет лучшие элементы
хронологического и функционального резюме. В нем хронологически
представлены опыт работы, образование и специальные навыки, а также
включены Ваши достижения в разных областях. Этот тип резюме является
наиболее предпочтительным в наших условиях.
Последовательность разделов может быть произвольной и соответствовать
тому, что является наиболее важным работодателю и вашим целям.
Образование можно вынести в начало, если это является обязательным
квалификационным требованием к должности или Вашим наиболее важным
достижением (например, Вы - недавний выпускник с небольшим опытом
работы). В ситуации, где Вы хотите подчеркнуть соответствующий опыт,
или когда требуются кандидаты для работы, например, в сфере продаж или
по связям с общественностью на первый план можно выдвинуть раздел
"Опыт работы".
Чтобы не изобретать велосипед, попробуйте поэкспериментировать с
различными стилями и типами резюме с помощью шаблонов и Мастера резюме
в редакторе Word из популярного пакета Microsoft Office 95/97/2000
(наверное, у каждого пользователя на компьютере установлена его "демо"-версия).
Находясь в программе, откройте панель Создать документ ("кликните"
курсором Файл - Создать), выберите вкладку Другие документы и найдите
шаблоны Стандартного, Современного и Изысканного резюме, и Мастер
Резюме. Они несколько далеки от наших стандартов и могут возникнуть
сложности с их форматированием на свой вкус, однако Вы сможете
получить общее представление о форме и разделах резюме. В Мастере
Резюме, на наш взгляд, наиболее подходящая комбинация:
Стандартный стиль - Хронологический тип.
Разделы резюме
Разделы, которые Вы хотите включить
в Ваше резюме, должны отвечать на следующие вопросы:
Кто Вы и как с Вами можно связаться ?
Что Вы хотите делать?
Где Вы учились?
Что Вы можете делать и что сделали?
Чего Вы достигли и как были признаны?
Дополнительная информация которую работодатели
хотят знать о Вас?
Итак, Ваше новое резюме, возможно,
будет состоять из следующих разделов:
Цель. Это не обязательный, но желательный раздел, краткое
описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете.
Приведем цитату с небольшими сокращениями: "Хочу найти наилучшее
применение своих знаний и опыта, получить перспективную, интересную,
стабильно и высокооплачиваемую работу в крупной мультинациональной или
отечественной компании, с целью увеличения благосостояния, развития и
роста фирмы, а также своего профессионального роста, где я смогу
реализовать свой творческий потенциал, получить моральное и
материальное удовлетворение. Хочу иметь возможность развиваться как
специалист и творческая личность в организации"...
Можно допустить, конечно, что такая цель - тайное желание каждого
нашего гражданина, и поэтому не оригинальна. К тому же, такая
формулировка цели сильно сужает поле деятельности для консультантов по
персоналу, а прямых работодателей может смутить и заставит задуматься
о том, соответствует ли его компания требованиям аппликанта.
Лучше всего создавать отдельное адаптированное резюме для каждого
конкретного конкурса на позицию, которая Вас заинтересовала, однако в
тех случаях, когда Вы просто делаете рассылку по фирмам или
рекрутинговым компаниям, необходимо очень хорошо продумать свои цели и
изложить их определенно и понятно. Смысл формулировки целей состоит в
том, чтобы сообщить о вашей квалификации и карьерных устремлениях.
Безусловно, вопрос о том, включать или не включать этот раздел в
резюме, является спорным. Если не удается четко сформулировать цель -
можно ее вообще не писать или указать только конкурсную вакансию или
позиции, уровень должности и ожидаемой компенсации (ориентиры по
оплате), которые Вас интересуют. Это сэкономит время Вам и
потенциальным работодателям. Например, "Участие в конкурсе на
должность маркетингового аналитика, объявленному в Kyiv Post #:"
или "Претендую на управленческие должности в сфере оптовых продаж
бытовой техники. Ожидаемый уровень оплаты . . . ". Правда,
некоторые специалисты не советуют указывать желаемый уровень оплаты -
эта информация может послужить основанием для преждевременного
исключения вашего резюме из рассмотрения.
Личные данные. Начните резюме с вашего имени, прописными
буквами или используя жирный шрифт. В нашей стране будет вполне
уместно указать фамилию, имя и отчество (Вы будете смеяться, но
бывают аппликанты, которые этого не делают, наверное, по только для
них понятным причинам), возраст, дату и место рождения, семейный
статус и наличие детей. Гражданство имеет смысл указывать в том
случае, если Вы гражданин другого государства, пол - если это
непонятно из Вашего имени. Национальность и сведения о родителях можно
вообще опустить. Укажите постоянный и временный адрес (включая
почтовый индекс), хотя бы один телефонный номер (включая код
города) и время, когда с Вами можно связаться. Отметьте, какой из
телефонных номеров домашний, а какой - служебный. Можно также указать
адрес личной электронной почты.
Образование. В этот раздел необходимо включить итоговую
информация о вашем образовании (в хронологическом порядке): даты
начала, завершения времени обучения, название и местоположение учебных
заведений, факультет, полученную специальность и степень. Можно также
отметить особые академические достижения. Этот раздел можно
использовать, чтобы дополнить вашу цель, выдвинув на первый план
специальные навыки и знания, которые Вы приобрели на важных
спецкурсах. Вы можете также внести в список дополнительное образование
и профессиональные тренинги, но не обязательно указывать каждый курс
или семинар, который Вы когда-либо посетили.
Опыт работы. Это основной раздел. Лучше составлять его в
обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место
работы). Укажите даты начала, окончания и период времени работы,
название организации (возможно сферу деятельности), должности (их
может быть несколько, если Ваша карьера была успешной), и кратко
опишите производственные обязанности и достижения (и поощрения, если
они имеются). Уделите больше внимания описанию Ваших обязанностей,
ответственности и достижений, чем описанию размера и специфике
организации, хотя это также важно для нанимателей. Постарайтесь
называть вещи своими именами и не путать обязанности с рабочими
операциями, которые Вы выполняли, например, "отправка факсов клиентам
и партнерам". Описываете навыки и достижения, используя термины Вашей
профессии.
Дополнительная информация. Мы рассмотрели обязательные разделы
резюме, однако каждому из нас есть, что добавить к основному
содержанию. Это могут быть дополнительные разделы (не обязательно
все), которые несут важную информацию и выделят Вас из общего
конкурса: владение иностранными языками и компьютером, наличие
загранпаспорта, водительских прав, специальных навыков, интересов и
увлечений.
Знание языков. Обязательно укажите Ваш родной язык, иностранные
языки и возможность их использования в категориях "профессионально",
"свободно", "технический", "свободное чтение и перевод". Не указывайте
те иностранные языки, в которых у Вас "базовые знания" и Вы сможете на
них "читать и переводить со словарем".
Работа с компьютером. Нет необходимости перечислять все
программное обеспечение, которое Вы когда-либо запускали, достаточно
указать Ваш уровень в категориях "профессионал. . . пользователь" и
основные программы, которыми Вы действительно владеете. Не включайте в
этот перечень Norton Commander или Windows - этим сейчас уже никого не
удивишь.
Специальные навыки. Укажите другие Ваши навыки, интересы,
умения и опыт, необходимые в работе. Например, здесь можно указать о
навыке и скорости набора текстов или о наличии водительских прав и
опыта вождения.
Интересы и увлечения. Зарубежные консультанты советуют
упоминать только те занятия, которые прямо или косвенно связаны с
Вашей будущей работой, поскольку часто не относящаяся к делу
информация может послужить основанием для преждевременного
отрицательного решения, однако мы считаем, что этот раздел может быть
хорошей темой для начала беседы со стороны нанимателя.
Рекомендации. В нашей стране уже начал формироваться институт
официальных рекомендаций, поэтому будет вполне уместным указать на
возможность их предоставления.
Психологическая самооценка. Очень спорный вопрос. Наверное,
надо учитывать социокультурные различия работодателей. Самооценки типа
"интеллектуал, креативный, самомотивирован, ориентирован на группу,
много и усердно работаю" нравятся иностранцам, однако у нас они
выглядят шаблонно и не всегда уместны, поскольку воспринимаются как
необоснованное бахвальство (особенно если перечисляются психологически
несовместимые качества). Имеет смысл составить несколько различных
вариантов резюме, но как минимум два варианта - короткий, для
рассылки, и полный, для интервью, должны быть обязательно. Для первого
короткого резюме на одну страницу, которое Вы будете отправлять по
факсу или лично подавать в отдел персонала, этой информации будет
вполне достаточно. В полном варианте Вы можете шире осветить
вышеперечисленные разделы, а также включить всю остальную
дополнительную информацию о себе, какую посчитаете необходимой:
членство в профессиональных или общественных организациях и клубах,
воинскую службу и звание, формы допуска, состояние здоровья,
публикации, патенты и изобретения, дипломы, награды и спортивные
достижения, перечислить все свои зарубежные поездки, а также приложить
копии всех документов и рекомендаций.
Оформление резюме
Теперь рассмотрим несколько моментов
по оформлению и подаче Вашего резюме:
Резюме на другом языке. Оно будет Вам необходимо (чаще всего на
английском), если знание языка - обязательное требование позиции и Вы
соответствуете этому требованию, или когда Вас интересуют позиции в
зарубежных компаниях или СП. Даже если это не английский, на всякий
случай, имеет смысл подготовить и англоязычную версию. Если же вы не в
достаточной степени владеете иностранным языком, чтобы претендовать на
позиции с его свободным использованием - составляйте резюме только на
Вашем родном языке. Разумеется, к резюме на другом языке предъявляются
те же требования оформления, грамотности и стилистического единства.
Фотография. Прилагайте фотографию, когда это специально
оговорено. Желательно иметь с собой фотографию, если Вас пригласили на
интервью или Вы лично передаете ее в отдел персонала или рекрутинговую
компанию. Устойчивая ассоциация, которая позволит запомнить Вас, а
это, наверное, единственная причина, по которой просят предоставить
фотографию, формируется при личном контакте.
Оформление. Ваше резюме - одно из средств выражения
индивидуальности и стиля, однако при этом не надо терять чувство меры.
Проследите, чтобы резюме было оформлено в одном стиле, как можно
проще, и было удобным для чтения (большие поля, не мелкий шрифт,
достаточное расстояние между строками и разделами). Постарайтесь не
применять те виды оформления, которые привлекают внимание, но создают
проблемы при сканировании и передаче факса:
Причудливая графика
(A), штриховка и затенение текста (выделите необходимые заголовки,
используя жирный шрифт);
Декоративные шрифты и шрифты со специальными
символами (используйте широко распространенные Times New Roman или
Arial размером от 10 до 14);
Курсив и
подчеркивание
Вертикальные и горизонтальные линии (их можно
использовать, но крайне экономно)
Вставка фотографий
Для печати резюме используйте
качественную бумагу белого цвета стандартного формата А4. Печатайте
оригинал на лазерном или струйном принтере только на одной стороне
листа. Очень важно уместить Ваше резюме на одной, максимум на двух
страницах. Проверьте, не содержит ли резюме орфографические и
грамматические ошибки, попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет
языком, на котором написано резюме, проверить его.
Методы подачи резюме: почта, факс, E-mail
Когда Вы позвоните по интересующему
Вас объявлению или в компанию по номеру из телефонного справочника,
как правило, Вас попросят передать резюме по почте, факсу или E-mail.
Выберите любой возможный для Вас, не навязывая личной встречи,
ссылаясь на то, что по почте долго, что у Вас нет ни факса, ни E-mail
(эти услуги можно получить на центральном почтамте практически в любом
городе). На собеседование Вас обязательно пригласят, как только будет
необходимо, а к нему наниматель должен подготовиться. Принести резюме
лично, в 9 из 10 случаев, Вам предложат, если за "постановку на
учет в базу данных" Вы должны будете заплатить.
Рассылка по почте Можно ограничится резюме на 2-3 листах и
сопроводительным письмом (Cover letter), хотя для усиления эффекта или
по требованию можно вложить фотографию, копии сертификатов и
рекомендаций. Это хороший метод, однако, из-за низкой скорости
доставки, он потребует от Вас большого терпения. Но не стоит им
пренебрегать, так как у него есть свои преимущества.
Рассылка по факсу Строго соблюдайте принципы создания резюме
для факса, о которых мы говорили выше. Попробуйте сначала отослать
резюме своему знакомому и посмотрите, что получится. То, что Вы
отправили и то, что получили может выглядеть как "две большие
разницы". Уточните язык, на котором лучше подать резюме и ограничьтесь
одним вариантом. Отправлять фотографию по факсу не стоит - черное
пятно в правом углу вряд ли является украшением, да и займет
ценную площадь. Во многих организациях еще используют старую офисную
технику и до сих пор принимают сообщения на рулонную факс-бумагу.
Можно при жизни установить мемориальную доску секретарю, который,
из-за срывов на линии или качества, пять раз подряд примет свиток с
Вашим с резюме на 3 с четвертью страницы. Поэтому, идя на интервью
обязательно берите с собой оригинал, а если есть возможность, то и
файл с резюме на 3.5`- дискете.
|
|
|