|
ВОПРОС: Что такое
Таинство Покаяния?
ОТВЕТ: Таинство Покаяния - это священнодействие, в котором
священник данною ему Силой Духа Святого "разрешает" (развязывает,
освобождает церковнославянск.) от грехов кающегося христианина.
Для того, чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее
разобрать понятие - "грех".
Грех - это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего
Закона, в некотором смысле - самоубийство.
Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого
человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет
Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится
открыт губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют
тотчас же использовать возможность совершения разрушительных
действий в душе грешника.
А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны
воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных;
и в результате страдают и тело, и душа.
Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как
Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его.
Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать
другого не потому, что Ему "просто так хочется".
Всё, что Бог заповедал делать - полезно нам, а что запретил -
вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: "пей
морковный сок - он полезный, не ешь много конфет - это вредно". А
ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно
есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок - нет.
Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком
и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые "дети", больше стремимся к тому, что
доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует
нашим прихотям.
И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем ГРЕХ.
Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество
человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих
Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство
очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека,
последствий.
Дав своим ученикам-Апостолам - власть прощать или не прощать грехи
человеческие, Христос через Апостолов дал эту власть и
апостольским преемникам - епископам и священникам Церкви
Христовой.
"И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой
властью во всей полноте.
Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них
очиститься, может придти в храм на исповедь и получить
"разрешение" (освобождение церковнославянск.) от них.
Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто
возможность выговориться и тем "облегчить свою душу", как это
принято в миру, но по сути своей это Таинство - действие
Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в
душе человека реальные благотворные изменения.
Покаяние называют ещё "вторым крещением", так как в этом Таинстве
совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь
обретает блаженное состояние чистоты и праведности.
Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления
душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит, как:
бы из четырёх частей или этапов:
1. Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ
свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он
нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
2. Осознавший свои грехи, христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в
них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы
впредь не осквернять себя ими.
3. Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ
ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать - открыто признавать церковнославянск.),
то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога
прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с
искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
4. Исповедав священнику свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ
через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.
Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния
совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от
греховного недуга.
Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго
индивидуальна, "лицом к лицу", так называемая "общая исповедь",
когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному
подходят за "разрешением", неправомочна.
Как подготовиться к Таинству Покаяния
Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и
мылом, Нам тяжела, нечистота телесная. Для того, чтобы очистить
душу от духовной грязи, то есть освободить ее от тяжести и
угрызений совести, которые возникают как результат совершенных
грехов (неправильной жизни), Христианская Церковь предлагает
ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, Это духовная Баня в которой мы смываем свою
духовную нечистоту. Священнику дана власть от Бога «взять и
решить» наши грехи. «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит
батюшка покаявшемуся в грехах. Великое облегчение получает всякий,
кто сподобяется смыть свои грехи в Таинстве Покаяния и очистить
совесть. То, что простил земной суд, прощает и небесный. Как нужно
торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что
уготованно ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли
очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность?
Торопись христианин. Помни: «Нечистое в Царствие Небесное не
входит». Многочисленные свидетельства реанимированных больных,
вернувшихся с «того света» в наше время, говорят о том, что всем
нам придется дать ответ за каждую мелочь. Верую, Господи и
исповедую...
Не хулишь ли Бога
Имеешь ли страх Божий
Печешься ли о своем спасении
Носишь ли крест на груди
Не осуждаешь ли священников, монашествующих и других духовных лиц
Посещаешь ли богослужения в воскресные дни и праздники
Соблюдаешь ли посты
Не нарушаешь ли данных тобою обетов
Любишь ли ближнего как самого себя
Помогаешь ли ближнему
Не осуждаешь ли ближнего
Оказываешь ли ближнему сострадание
Посещаешь ли больных в больницах и на дому
Оказываешь ли сострадание бездомным и больным животным и птицам
Подаешь ли нищим и убогим от избытка своего
Не делаешь ли добрых дел напоказ
Не живешь ли чужим трудом пребывая в лености
Бережешь ли, ценишь ли чужой труд, плоды труда..., время своё и
чужое
Почитаешь ли старших родителей, не оскорбляешь ли
Воспитываешь ли детей в Боге, молишься ли за них.
Молишься за наставников, сродников, близких... живых и усопших
Не изменяешь ли мужу (жене)
Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли Таинство Венчания)
Не убивала ли во чреве младенца (аборты и иные средства)
Не даешь ли таких советов (косвенное убийство во чреве)
Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями
Не принимаешь ли участия в иных извращениях телесных
Не услаждаешься ли непристойными изображениями
Не распеваешь ли непристойные песни
Не участвуешь ли в непристойных танцах
Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и
одеждой
Не упиваешься ли вином
Не куришь ли
Не употребляешь ли наркотические средства
Не сквернословишь ли
Не рассказываешь ли непристойные анекдоты
Не имеешь ли иных вредных привычек
Не играешь ли в карты или иные азартные игры
Не гадаешь ли на картах или по руке или иным способом
Не ходишь ли за помощью к ворожеям, гадалкам, бабкам,
экстрасенсам, астрологам, гипнологам и т. п.
Не применяешь ли какого колдовства и чародеяния (приемы белой и
черной магии, гипноз, спиритизм, лозоходство как разновидность
спиритизма и т.п.)
Находясь в лоне христианской церкви, не обращаешься ли к иным
религиям
Не проклинаешь ли детей и близких
Не гневаешься ли напрасно
Не воздаешь ли злом на зло
Не лжешь ли
Не лжесвидетельствуешь ли
Не клевещешь ли
Не крадешь ли
Не берешь ли казенного
Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам
Не имеешь ли пристрастия к еде (чревоугодие, тайноядение,
лакомство)
Не празднословишь ли (пустые разговоры)
Не обижаешь ли кого
Не издеваешься ли над слабым и беспомощным
Не убиваешь ли напрасно скота, птицы и насекомых
Любишь ли врагов своих
Молишься ли за нападающих и гонящих тебя
Несешь ли терпеливо свой крест и скорби
Человек склонен ко греху, И если мы воздерживаемся в слове и деле,
то в помышлении нам воздерживаться без помощи Божией невозможно.
Глубины мысленной грязи бездонны. Именно мысленная нечистота
толкает нас на скверные дела и слова. Наши помыслы полностью
открыты Господу, святым и ангелам, Если мы не научимся чисто
мыслить здесь на земле, то на небесах наша нечистота обнаружится
перед всеми. Мы постоянно осуждаем, забывая о том, что творящий
суд в той же мере строгости будет спрошен за свои дела, Осуждающий
«за глаза» ближнего своего, есть ли у тебя смелость высказать свое
недовольство «в глаза» обличить? Окажешься ли ты прав? Хватит ли у
тебя сил устоять перед подобным испытанием за которое ты осудил?
Не берешь ли ты чужие грехи на себя? Помни, осуждающий, Господь
одинаково спросит обоих. С одного спросит за совершенный грех, а с
другого - за дерзость взятых на себя полномочий суда. Дерзающий
судить - ты видишь только как падает ближний твой во грехе, Но ты
не видишь, как плачет и сокрушается в покаянии его сердце. Двери
покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими. Труднее всего
осознает свою нечистоту человек горделивый, таковые не видят
своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и
превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в
глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос
Самого Бога, обличающий нас. Всякому живущему предоставленна
свобода воли. Как распорядимся мы ею?Будут ли наши дела и
намерения приближать нас к Богу? Наши добрые дела - с чистым ли
сердцем и любовью творили мы их? Господь всегда видит сердце твое
христианин. Что там - смирение или горделивое превозношение,
терпение или раздражение? Угодны ли наши дела Богу? Никто не
знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не
знает, какой ангел придет за нами, что-бы повести нас на Высший
суд. Белые или черные крылья будут за его спиной? Помни,
христианин: разбойник, что висел рядом со Христом рядом на кресте,
покаялся со смирением и вошел в рай вслед за Господом. Господь
простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым,
но предал учителя и, нераскаявшись по гордыне своей пошел в ад.
Пути Господни неисповедимы. Верь, христианин, Господь укрепляет
всякого приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять
от греха и не повторять его. Прости нас, Господи мы согрешили
гордостью, самомнением, тщеславием, славолюбием. Согрешили делом,
словом, помышлением, зрением, слухом, осязанием и всеми своими
чувствами. Согрешили ленностью, небрежением в исполнении своих
обязанностей. Небрежением в молитве. Непочитанием Святых и Матери
Божией. Согрешили маловерием и унынием. Прости нас Господи.
Согрешили недостойным причащением Святых Христовых Тайн, приступая
к ним без приготовления, без сокрушения, без страха Божия.
Забывая, что Святое Причастие - это огонь, попаляющий наши грехи.
Забывая, что в Таинстве Причащения мы соединяемся с самим
Господом, незримо сошедшим с небес и претворившим хлеб и вино в
Тело и Кровь Христову. Помоги нам, Господи, со страхом и трепетом
приступить к Святому Причастию. Перед исповедью и причащением
необходимо простить всех обидящих и ненавидящих нас. И только
тогда мы можем просить у Господа прощения своих грехов. СИМВОЛ
ВЕРЫ, ОТЧЕ НАШ, БОГОРОДИЦЕ ДЕВО РАДУЙСЯ, ИИСУСОВА МОЛИТВА. Эти
молитвы обязан знать каждый христианин. Знаешь ли ты их? Велика
Искупительная Жертва за нас грешников. Творец и Создатель послал
Сына Своего возлюбленного Иисуса Христа на добровольные крестные
муки, чтобы грехи мира были омыты страданиями Безгрешного. Чтобы
грехи каждого из нас, приходящего в Церковь Христову с покаянием,
омывались во Святом Таинстве Причащения Кровью Непорочного Агнца.
Помни, христианин, какой дорогой ценой заплачено за твое спасение.
И, торопись, без покаяния нам не войти в Небесные Обители.
ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ
ВОПРОС: Что такое Святые Христовы Тайны?
ОТВЕТ: Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь
Христовы, в которые "пресуществляются" (т.е. меняют своё существо,
превращаются) хлеб и вино во время совершения священником
Божественной Литургии в храме.
Господь наш Иисус Христос сказал:
"Ядущий Мою плоть (ясти-есть церковнославянск.) и пиющий Мою Кровь
имеет жизнь вечную". (Иоан. 6.54.)
В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, пребывая
на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил
Таинство Евхаристии, т.е. Благодатию Святого Духа изменил существо
хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и
пить ученикам Своим, заповедал:
"Сие творите в Моё воспоминание" (Лук. 22.19.).
Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, т.е.
соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем
в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и
кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.
Сам Христос сказал:
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём".
(Иоан. 6.56.)
Сатана, в гордыне своей желая стать равным Богу, низвержен был с
Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, "как
боги, знающие Добро и Зло", изгнаны были из Рая. Христос,
смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его
гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку
возможность истинного обожествления в соединении с Собой через
причащение Своих Тела и Крови.
|
|
|
|