Сценарии социально-экономического развития России до 2007 года
По порядку: | |||
|
Сценарии социально-экономического развития России до 2007 года А.И.Орлов, профессор, доктор технических наук, академик Российской академии статистических методов Все макроэкономические показатели как результат социально-экономического развития России в 90-е годы уменьшились: экономика России с 1990 по 1997 г. была "сокращена" в 4 раза, что соответствует откату назад на 35 лет. Почему это произошло? Правители страны убеждают нас, что проводят реформы, цель которых - переход к рыночной экономике с естественным, по их мнению, временным ухудшением экономического положения. Эти утверждения не соответствуют реальным действиям "реформаторов". (Программа перехода к современной экономике подробно разработана пятью лауреатами Нобелевской премии по экономике из США совместно с российскими академиками Отделения экономики РАН. Обозреватель - 1998 № 1. С. 44 - 46). Целью "реформаторов" отнюдь не является построение в России современной экономики. Чего же они хотят? В чьих интересах действуют? Ответ один: "реформаторы" работают в интересах основного геополитического противника России - Запада и, прежде всего, США и НАТО. Действия "реформаторов" выглядят вполне логичными, последовательными и эффективными, если их рассматривать с этой точки зрения. Россия с позиции вероятного противника Вероятным противником считаем США и НАТО в целом. Это утверждение оправдано, в частности, всей послевоенной историей. С 60-х по 80-е годы мировая полшика определялась противостоянием двух сверхдержав - СССР и США, причем СССР был активнее, вторгаясь в традиционные сферы влияния Запада (Куба, Ангола, Никарагуа). Сразу же после распада СССР пошел обратный процесс, теперь западные войска ведут боевые операции в нашей традиционной сфере влияния - Югославия, Ирак. Программа борьбы с СССР была намечена сразу после окончания Второй мировой войны еще в известном докладе Аллена Даллеса Главные ее цели обобщенно можно сформулировать так: • свести к минимуму экономическую мощь и тем самым военно-стратегический потенциал СССР, • ликвидировать вероятность нанесения ответного удара по объектам на территории вероятного противника (т.е. ликвидировать советское ядерное вооружение и средства доставки), • сократить возможность противодействия с помощью обычных вооружений; • захватить стратегические ресурсы, имеющиеся на территории СССР, • перестроить экономику СССР в своих интересах, • в перспективе - полностью подчинить управление территориями бывшего СССР своим интересам. Достижение этого осуществляется использованием последних новинок в области "информационного оружия" (были "захвачены" почти все советские, а затем и российские СМИ). Например, организованы задержки в выплате заработной платы и денежного довольствия, что позволило: • сбить инфляцию и тем самым создать иллюзию благополучия, • дезорганизовать работу предприятий и организаций, снизить объем производства, • переключить внимание с величины заработной платы на факт ее выдачи или невыдачи; • дать правящему режиму аргументы для сокращения будущего бюджетного финансирования, • передать через СМИ сведения, отвлекающие от других проблем в социально-экономической жизни страны. В реализации этой программы эффективным средством стало чередование периодов "шока", тогда население лихорадочно приспосабливается к меняющимся условиям, и периодов относительной стабильности, когда люди несколько успокаиваются. Каждый из этих периодов был достаточно коротким для того, чтобы массы не имели времени для осознания происходящего и самоорганизации Смена правительства весной 1998 г. была началом нового "шока" Правительство С. Кириенко специально было создано как бы в отрыве от основных политических сил. Основное "достижение" этого правительства - финансовый кризис августа 1998 г. и как одно из последствий - снижение жизненного уровня подавляющего большинства населения более чем вдвое. Задачи следующих правительств "реформаторов" вполне ясны. Они примут различные непопулярные меры": "реформу" армии, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, проведут дальнейшую приватизацию оставшейся государственной собственности, осуществят переход к свободной продаже земли и т.д. В частности, уволят сотни тысяч государственных служащих (бюджетников) - офицеров, врачей, учителей, преподавателей вузов и научных работников. Причиной будет объявлена необходимость существенного сокращения бюджетных расходов из-за потребности выплачивать долги, снижения мировых цен на энергоносители и другую экспортную продукцию, неэффективность государственной поддержки предприятий ВПК и т п. В обстановке всеобщего возмущения подобные правительства будут отправляться в отставку (но сделанное ими останется). Перед очередными выборами в стране наступит "стабилизация", за что СМИ будут благодарить Президента РФ. Рассмотрим подробнее результаты выполнения сформулированной выше программы. Экономический потенциал Экономический потенциал страны сократился, по официальным данным Госкомстата РФ, за 1992 - 1998 гг. более чем в 4 раза Есть основания полагать, что реальное сокращение еще существеннее (по нашей оценке - в 8 раз) Теперь для подъема экономики России (и тем более государства в границах СССР) на дореформенный (1987 г.) уровень необходимо не менее 10 лет устойчивого экономического роста ВВП (не менее 7% в год). Даже если это случится, отставание составит 20 лет, в течение которых рост ВВП США будет порядка 4% в год, и при тех же 7% роста России понадобится еще 25 лет, чтобы достичь того соотношения по среднедушевому ВВП, которое было в 1987 г. Итак, даже если бы было возможно восстановление страны в границах СССР в ближайшее время, и она смогла бы выйти на устойчивый рост ВВП не менее 7% в год, то соотношение экономических потенциалов СССР и США 1987 г могло быть достигнуто не ранее, чем через 35 лет, где-то к 2034 г. Однако ни один из вероятных сценариев развития России не предусматривает подобных условий. По нашей оценке, ближайшая возможность начала устойчивого роста в рамках СССР появится к 2005 г. Это значит, что восстановления соотношения экономических потенциалов уровня 1987 г нашим противникам можно не опасаться до второй половины XXI в., в обозримом будущем Россия в экономическом плане будет далеко позади США. Военный (ядерный) потенциал Ядерный потенциал СССР - России, хотя и несколько сокращен по сравнению с 1987 г, все равно остается основной угрозой безраздельному господству США в мире. Имеющихся запасов ядерного оружия достаточно, чтобы несколько тысяч раз ликвидировать США, Запад в целом, да и жизнь на Земле вообще. Цели США будут достигнуты, если российское ядерное оружие будет полностью уничтожено либо сокращено до символических размеров. Поскольку ресурс имеющегося у нас оружия будет выработан примерно к 2010 г., для США и их союзников до этого времени необходимо разрушить ВПК и не допустить равноценной замены снимаемых с вооружения средств. Одновременно под различными предлогами обосновывается целесообразность контроля: сначала инспекторского, а затем и вооруженными силами под эгидой ООН имеющегося ядерного вооружения и соответствующей промышленности. Кроме того, не исключено, что спецслужбы США со временем будут провоцировать развитие событий в России по югославскому варианту. Итак, стратегические ядерные вооружения Россия сохранила, поэтому вероятный противник стремится действовать по трем основным направлениям: • дипломатическими методами способствовать снижению боеготовности ядерных сил, • "реформируя" армию, деморализовать личный состав и в итоге лишить ее опытных специалистов, • разрушая ВПК, лишить Россию возможности разработки и производства нового поколения вооружений и средств доставки. При реализации первого из этих направлений используются невыгодные международные договоры (под давлением МВФ и других международных организаций), различные инспекции под экологическими и антитеррористическими предлогами, пропаганда в СМИ. Идеальным с точки зрения вероятного противника было бы складирование ядерных вооружений в определенных пунктах под охраной сил ООН с дальнейшей их утилизацией. Антиармейская пропаганда в СМИ, значительное реальное снижение денежного содержания военнослужащих и задержки в его выплате, сокращение социальных гарантий, массовое увольнение в запас опытных офицеров, переход от призыва к контрактной системе могут лишить стратегические войска необходимых кадров, особенно в отдаленных гарнизонах. Но основным является третье направление. Разрушая ВПК под лозунгами конверсии, вероятный противник использует различные приемы: разрывает технологические цепочки; ликвидирует отдельные производства или целые предприятия, объявляя их банкротами; передает предприятия в частную собственность, в том числе иностранную. Невыплатой зарплаты, низким ее уровнем вынуждает высококвалифицированные кадры увольняться, ликвидирует прикладную науку, беря под контроль с помощью международных гарантов или непосредственного переманивания на работу за границу наиболее перспективных ученых (в большинстве НИИ, в том числе академических и вузовских, к 1999 г. осталось 1/5 - 1/3 сотрудников от уровня 1991 г., да и те в большинстве занимаются не наукой, а приработками). Поэтому к 2005 - 2010 гг., когда закончится ресурс имеющегося вооружения, некому и не на чем будет выпускать замену. Чтобы сократить возможности России противодействовать с помощью обычных вооружений, создается "санитарный кордон" из стран (в том числе членов НАТО) вдоль наших границ; сокращается численность вооруженных сил; постоянно ведется антиармейская пропаганда; боеспособные войска сковываются в локальных вооруженных конфликтах. Стратегические ресурсы, имевшиеся на территории СССР, захватываются как непосредственно при передаче или продаже в собственность фирмам с зарубежным участием или полностью иностранных, так и снятием таможенных барьеров и массированного вывоза. Экономика России и СНГ перестраивается ускоренными темпами в интересах вероятного противника. Россия лишается продовольственной и лекарственной независимости, так как отечественные сельскохозяйственные и фармацевтические предприятия сокращают производство. Давний прием - с помощью демпинговых цен разорить противника. В более благоприятном положении находятся предприятия и отрасли, работающие на экспорт, прежде всего сырьевые. В частности, средняя зарплата в газовой отрасли в 3 - 4 раза выше средней по стране. Из проведенного анализа ясна перспективная цель вероятного противника - полностью подчинить территории бывшего СССР своим интересам. При этом можно прогнозировать новые витки международной гуманитарной помощи для снижения социальной напряженности. Такая помощь была организована в 1991 - 1993 гг. и сыграла свою роль в период "шоковой терапии". К 1999 г. она практически прекратилась, хотя объективно положение населения России в 1999 г. хуже, чем в 1992 г. Прогнозирование методом сценариев Рассмотрев прошлое и настоящее, можно попытаться спрогнозировать дальнейшее социально-экономическое развитие России и динамику основного макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП) на 8 лет (1999 - 2007 гг.). За это время произойдут различные политические события: по крайней мере два цикла парламентских и президентских выборов (при условии сохранения нынешней политической структуры), результаты которых нельзя предсказать однозначно. Поэтому прогноз может быть сделан лишь отдельно для каждого сценария. Применяя метод сценариев, необходимо осуществить два этапа исследования: • построить исчерпывающий, но обозримый набор сценариев; • прогнозировать в рамках каждого конкретного сценария для получения ответов на интересующие вопросы. При этом следует учитывать состояние и динамику массового сознания, а также политических, в том числе внешнеполитических, реалий, поскольку экономика у нас зачастую следует за политикой, а не наоборот. Например, к 1985 г. экономика СССР находилась в достаточно стабильном состоянии с ежегодным ростом в среднем 3 - 5%. Если бы руководили страной иные люди, то к 1998 г. ВВП СССР увеличился бы на 50% и составил примерно 150% от уровня 1985 г. Реально же из-за политических событий ВВП России упал и составляет 50% от уровня 1985 г. Основные сценарии социально-экономического развития России до 2007 г. В настоящее время развитие России определяется борьбой двух основных сил - "реформаторов" и патриотов. В течение 90-х годов побеждали "реформаторы", однако патриотам удавалось иногда сдерживать их натиск. В результате экспертной оценки выявлено четыре сценария возможных результатов борьбы этих сил. Рассмотрим их последовательно. 1. "Продолжение реформ". Преобразования, осуществляемые с 1987 г, объективно не ведут к укреплению экономического потенциала и повышению качества жизни. Поскольку реальная власть в России принадлежит в основном сторонникам "реформ", то дальнейшее развитие "курса реформ" - что осуществление планов внешних врагов России, имеющих целью уничтожение страны как самостоятельного экономически развитого государства. Перейдем к прогнозу динамики ВВП. Предположим, что средний темп падения ВВП за 1992 - 1996 гг. (1997 г., с этой точки зрения, является нетипичным, он скорее соответствует сценарию стагнации) был выбран вероятным противником оптимально - с точки зрения его целей. За 5 лет (1992 - 1996 гг.) падение ВВП составило 38,6%, т.е. в среднем 9,3% в год. При сохранении таких темпов ВВП 2007 г. составит 34,2% or ВВП 1996 г., или 19,9% от уровня 1990 г., а с учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 10% от уровня 1990 г. По жизненному уровню населения это будет соответствовать 1948 или 1923 гг. Проведенный альтернативный расчет шестилетнего цикла "шок-стабилизации" 1992-1997 гг. с использованием официальных данных показал почти те же результаты. Итак, прогноз по официальным данным - ВВП 2007 г. составит 19,9 - 26,1% от уровня 1990 г., или 34,1 - 44,6% от уровня 1997 г. Если принять, что финансирование Вооруженных Сил России в 2007 г. составит тот же процент от ВВП, что и в 1997 г., то оно сократится в 2,24 - 2,93 раза, а по сравнению с 1990 г. в 3,83 - 5,03 раза. Однако реальное финансирование будет примерно вдвое меньше. 2. "Стагнация". Описанные выше намерения вероятного противника достаточно активно и успешно претворялись в жизнь в течение последних 10 лет. Однако и ранее, и особенно в настоящее время курсу "реформ" оказывается значительное сопротивление оппозиционным большинством в Государственной Думе, различными политическими партиями и движениями, отдельными группами трудящихся. Пассивное сопротивление проявляется и в деятельности ряда структур исполнительной власти. Так, в собственность г. Москвы перешли контрольные пакеты акций автомобильных заводов АЗЛК и ЗИЛ, т.е. фактически осуществлена национализация (в виде муниципализации) ранее приватизированной госсобственности. Эта акция привела к росту выпуска автомобилей в несколько раз. Как показывают социологические исследования, большинство народа находится в состоянии пассивного сопротивления курсу на уничтожение России. Это проявляется прежде всего в том, что производство товаров и услуг продолжается даже в условиях кризиса неплатежей и многократного снижения реальной заработной платы. По западной экономической теории хозяйственная жизнь в России должна была бы прекратиться еще несколько лет назад. В результате в настоящее время сложилось некоторое равновесие сил режима и оппозиции, что привело к явному торможению "курса реформ". Особенно это равновесие поддерживалось во время работы правительства Е.Примакова. Но подошли сроки решения финансовых проблем, связанных с выплатой зарубежных долгов. Кроме того, в результате снижения капиталовложений (по официальным данным - в 4 раза) в ближайшие годы следует ожидать массового выхода из строя различных технологических систем. В таких условиях вероятному противнику нет необходимости тратить средства и форсированно добивать Россию. Более того, ему будет выгодно обеспечить стабилизацию и даже незначительный экономический рост, чтобы избежать прихода к власти народно-патриотических сил и тем более неуправляемой толпы. Наступит стагнация, застой внутри страны, и вероятный противник не будет нарушать его извне. Макроэкономические показатели застынут. Экономическое положение населения "стабилизируется". 3. "Курс на защиту национальных интересов". Из приведенных выше доводов напрашивается вывод" продолжение "курса реформ" ведет к гибели России. Поэтому переход к защите независимости и ее национальных интересов, к восстановлению экономики и национальных культурных ценностей давно назрел. Наиболее предпочтительно, чтобы переход был осуществлен демократическим путем, например, в результате победы на президентских выборах 2000 г. кандидата от патриотических сил. Этот сценарий предполагает, что государственная власть берет под свой контроль или управление наиболее важные отрасли и предприятия промышленности, СМИ, банки, связь, транспорт, внешнюю торговлю и т.п., т.е. осуществляет мероприятия, обычные для стран, находящихся в состоянии войны или послевоенного восстановления. Очевидно, что при этом ущемляются "права" крупных собственников и с их стороны можно ожидать саботажа, который должен быть решительно подавлен. Однако ни о какой гражданской войне говорить не придется, поскольку количество "обиженных" сравнительно невелико, а их служащим нет смысла вступать в конфликт с властями. Для прогноза не является существенной конкретная идеология, провозглашаемая патриотическими силами, и их происхождение. Однако существенно, что смена курса будет происходить в условиях резкого противодействия со стороны внешних противников России, вплоть до установления "железного занавеса" со стороны Запада. Для патриотического правительства возникнут проблемы во взаимоотношениях с международными организациями и западными странами. Будут прекращены транши займов МВФ, поставки продовольствия и лекарств, сокращен до минимума импорт и экспорт, заморожены счета в зарубежных банках, запрещен въезд российских граждан в западные страны и.т.д. Россия будет вынуждена жить в условиях блокады, поэтому следует рассчитывать на усиление связей с бывшими союзниками (Ираком, Ираном, Сирией, Ливией, Китаем, Индией, Вьетнамом, Кубой, КНДР и др.). Ожидать развязывания войны со стороны вероятного противника не приходится, поскольку он понимает, что получит адекватный ответ. Однако блокада и невозможность производить продукцию, необходимую для самообеспечения, в ряде отраслей, в частности, пищевой и фармацевтической, может привести на определенный период к ее нормированию. Оценим рост ВВП в случае прихода к власти патриотических сил в результате победы на президентских выборах - 2000. В 2000 г. следует ожидать значительное падение ВВП: в первой половине из-за сосредоточения президентской командой и правительством всех резервов на предвыборной пропаганде, во второй - из-за внешней блокады и возможного внутреннего саботажа. Предположим, что падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. - году "шоковой терапии" (либерализации цен), т.е. 14,5%. Тогда XXI в. встречаем на уровне 46,4% от 1991 г. К началу 2001 г. развернется восстановление народного хозяйства. При оценке темпов этого восстановления необходимо учесть, что, с одной стороны, промышленные технологии являются сейчас существенно более сложными, чем после Великой Отечественной войны, а с другой - многие предприятия достаточно просто "запустить", поскольку сохранились и основные кадры, и основные фонды (здания, оборудование). Примем, что средний рост ВВП будет такой же, как валового общественного продукта в 1951 - 1965 гг. Тогда за 15 лет он вырос на 253,66% (в 3,53 раза), т.е. в среднем рост составлял 8,79% в год. Следовательно, можно ожидать, что за 7 лет (2001 - 2007 гг.) ВВП вырастет в 1,8 раза (на 80,3%) при том же среднем росте 8,79% в год. Итак, к концу 2007 г. ВВП достигнет 154,2% от уровня 1999 г., или 71,5% от уровня 1991 г. При сохранении указанных темпов роста ВВП выйдет на уровень 1990 г. в конце 2011 г. В то же время только начиная с последних месяцев 2002 г. ВВП превзойдет уровень 1999 г. Поскольку невозможно точно предсказать сценарий перехода власти, то приведенные выше численные значения носят весьма условный характер. Так, если патриоты победят не в 2000 г., а в 2004 г., а до этого времени будут продолжаться "реформы", то аналогичные расчеты дают к концу 2003 г. ВВП в размере 40,5% от уровня 1991 г., а к концу 2004 г. ВВП России составит 34,7% от уровня 1991 г. Переход власти в руки патриотически настроенного руководства, отстаивающего интересы России, несмотря на натиск вероятного противника - единственная надежда страны. 4. Сценарий "Смута". Под смутой понимается существенное ослабление центральной власти, при котором Россия фактически распадается на самостоятельные государственные образования. Смута не выгодна вероятному противнику, поскольку при этом теряется централизованный контроль над оружием массового поражения, и его могут применить по его территории "полевые командиры" из чувства мести или с целью шантажа. Смута не выгодна и патриотически настроенным силам, цель которых - единая сильная Россия. Однако в настоящее время объективное развитие событий имеет тенденцию к смуте. Правительство, решая текущие задачи бюджета, перекладывает все больше государственных забот (например, финансирование образования и культурных учреждений) на плечи региональных властей. Если государственная власть сосредоточится в Совете Федерации, то Россия фактически превратится в конфедерацию. Можно предположить, что субъекты РФ войдут в коалиции и появятся Дальневосточная республика, Сибирская республика, Уральский Союз, Поволжское объединение, Казачий край (Дон - Краснодарский край - Ставрополье), Северная Коммуна, Московия и др. Распад России на "удельные княжества" может быть спровоцирован центральным правительством реформаторов, и, в конечном счете, внешними врагами нашей страны. Возможен и иной вариант- отдельные регионы или даже отдельные города, поселки, районы самостоятельно отделятся от Центра. Например, потеряв надежду на помощь Москвы, население шахтерского региона создает собственные органы власти и переходит к самостоятельной жизни. Прообразами может служить нынешняя Приднестровская республика, не имевшая в своем прошлом опыта существования в качестве административной единицы СССР, или Дальневосточная республика начала 20-х годов. Эти предположения смыкаются с прогнозом развития курса "реформ". И тогда цель реформ, спровоцированных и отрежиссированных США и Западом в целом, а именно, уничтожение России как самостоятельного государства, а русских - как единого народа, - будет достигнута. Экспертные оценки Семнадцати экспертам дали задание оценить полноту перечня сценариев и высказать мнение о вероятности их осуществления. Они установили, что каждый из сценариев может осуществиться как в условиях выборной демократии, так и в условиях диктатуры. В процентном отношении получены следующие оценки вероятности их осуществления: "Продолжение реформ" - 28,73%, "Стагнация" - 25,06%, "Переход власти к патриотам" - 33,56%, "Смута" - 12,65%. Итак, эксперты считают сценарий "Смута" в 2,5 - 3 раза менее вероятным, а остальные имеют примерно одинаковые шансы осуществиться. По какому из путей пойдет Россия - зависит от нас. (Опубликовано: Обозреватель-Observer, 1999, №10, стр.47-50) * * * * * * * |
||
Вернутся на главную Вернутся на предыдущую. |